С начала 2021 года владельцы автомобилей на газомоторном топливе столкнулись со скачкообразным ростом стоимости топлива. Если прошлым летом стоимость кубометра газа на заправках составляла около 18,5 руб., а к концу года она выросла до 24 руб. То с января 2021 года ценник подскочил более чем на 30%.
Примечательно, что рост цен происходит не плавно, а скачкообразно. По данным Новосибирскстата только в марте он составил 18,1% по сравнению с показателями февраля, пробив отметку в 30 руб. за литр. Сегодня, 21 апреля, средняя стоимость газомоторного топлива на заправках Бердска и Новосибирска составляет 30,95 руб. за литр.
В соседних регионах ситуация схожая, хотя и чуть менее критичная. Средняя стоимость кубометра газа на заправках Алтайского края составляет 28,5 руб., в Омской области от 25,85 руб. до 26,95, в Томской — 28,9 руб. Отметку в 30 руб. цена газомоторного топлива перешагнула только в Кузбассе, где она составила 30, 3 руб. за литр.
Почему так дорого
В чем причина такого повышения затрудняются сказать даже специалисты. Как предположил коммерческий директор ООО «Газойл» Виктор Тельцов в комментарии новосибирским СМИ, рост цен может быть связан с ростом стоимости газа на бирже. Из-за повышения цен газ уходит, в основном, на экспорт, а на внутреннем рынке образуется дефицит.
Еще одной причиной эксперт назвал транспортные затраты. Основные поставщики газа для заправочных станций Новосибирской области находятся в Томской области. Летом они переправляют сжиженный газ водным транспортом, а зимой — по зимнику. Соответственно в межсезонье с поставками могут случаться перебои и сжиженные углеводороды приходится поставлять из европейской части России, что ведет к дополнительным расходам.
Антимонопольные органы усматривают еще одну причину роста цен – холодную зиму. Из-за этого подорожали сжиженные газы, которые используются для отопления домов, а имеющийся объем предложения на биржевых торгах не успевал за увеличившимся спросом.
Что будет дальше
В министерстве энергетики РФ уточняют, что в отличие от бензина, реализуемый в качестве моторного топлива газ не подлежит государственному регулированию, поскольку не относится к продукции естественных монополий. А значит ценообразование носит исключительно рыночные принципы и складывается на основании спроса и предложения. При этом ведомство подчеркнуло, что этот вид топлива все еще остается дешевле бензина и дизеля.
- При формировании цен на СУГ (пропан-бутан) отсутствуют пошлина, акциз и демпфер, в связи с чем оптовая цена становится зависимой почти на 100% от амплитуды колебаний внешних котировок, - говорится в сообщении минэнерго.
В связи с этим многие водители считают, что перевод автомобиля на газомоторное топливо фактически теряет свой смысл. Как пояснил изданию «Взгляд» вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев, СУГ имеет преимущество в случае, когда стоимость газа меньше на 30% в сравнении с бензином «Регуляр-92». В марте цена на бензин этой марки в Новосибирской области составляла 43,75 руб. за литр, а значит нынешняя ситуация вплотную приблизилась к критической точке.
Кстати ждите резкого повышения цен на газ по трубам. Путин только что объявил что подключение к газу теперь будет бесплатным. Но вы же не первый год живёте и должны понимать что это будет сделано не за счёт Газпрома, а за счёт потребителей. Т. е. включено в тариф (с процентами).