Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Писательница-биофизик Ая эН о мутантах и важности чтения рассказала в библиотеке Бердска

Ее творчество, как у Остера: дети в восторге, взрослым страшно. Московская писательница представила бердским школьникам свои увлекательные книги.(ВИДЕО, ФОТО)

Нет комментариев

Писательница биофизик Ая эН о мутантах и важности чтения рассказала в библиотеке Бердска

Ая эН в детской библиотеке Бердска

23 ноября в городской детской библиотеке Бердска в рамках фестиваля «Белое пятно» на творческую встречу приехала писательница, лауреат всероссийского конкурса «Новая детская книга», биофизик и кандидат физико-математических наук Ая эН.

Заведующая детской библиотекой Галина Заковряжина отметила, что более 20 лет Новосибирск становится центром литературного фестиваля «Белое пятно». К нам в гости, в основном в Новосибирск, приезжает много интересных писателей, журналистов, людей причастных к литературе, кому интересна литература. Для читателей — это большой праздник и возможность встретиться с необычными людьми.

Обычно к нам в бердскую библиотеку приезжают взрослые писатели. На этот раз Бердску повезло, как выразилась библиотекарь, потому что в город приехала детская писательница. Может быть не все знакомы с творчеством Аи эН, хотя в библиотеке есть книги, но может быть после встречи у писательницы появятся новые поклонники.

— Вы уже поняли, что вам дико повезло, потому-то, наверное, вас сняли с какого-то урока, — начала свое выступление Ая эН. На это школьники возразили, что уроки закончились. — Тогда вам не повезло и я вас попытаюсь развлечь, чтобы хоть как-то повезло. Поскольку я физик, а не только писатель, я в своих мирах меньше затрагиваю чисто фентезийные моменты, у меня меньше кто-то машет мечом и меньше обладает магическими свойствами. Магии как таковой нет, хотя она, в общем, есть, просто эта магия объясняется физическими законами.

Ая рассказала, что в первой книге «МуТаНГелЫ» мутанты обладают разными способностями, проходят сквозь стены, читают мысли.

Любимая героиня автора – четырехрукая Ирочка. Ей очень удобно с собой в бильярд играть верхними руками против нижних, плюс она журналистка и просто милая дамочка.

В общем, кругом мутанты и один последний человек Дюшка Клюшкин. Он не может есть пищу, которую едят все остальные. Он не видит свечение замечательных радиоактивных елочек, которые гурьбой вбегают в дом на Новый год и развлекают всех остальных. Он хочет стать мутантом, таким же, как все. И тут однажды, он влюбляется в одноклассницу – первую красавицу в школе, потому что у нее роскошная копна длинных черных волос и роскошный большой клюв.

К сожалению, любовь его безответна по определению, потому что мутанты в ущерб своим способностям не способны любить. Они могут производить потомство, но, если мутант влюбляется всерьез, его разрывает, и он исчезает.

Представьте, какая этическая проблема стоит перед Дюшкой, когда он смотрит на девочку и понимает, что если она ответит на его чувства, то исчезнет. И когда юного влюбленного попросили подтянуть красавицу-мутаншу по предмету «Оперативное хрюканье», случилась любовь-морковь, и она исчезла. Полностью, насовсем.

Так грустно и романтично. Всего книг «МуТаНГелЫ» будет семь, шесть уже изданы.

В начале третьего тома Ая описывает конец света на земле 11. Почему она об этом предупреждает, потому что некоторые подростки готовы были убить ее, когда открыли третий том и увидели что там, в общем все. На нее набросились с вопросами: «Я полюбила этого героя, а вы его точно с концами?». «Да», — отвечала писательница. Главных героев это не касается, успокаивает Ая.

— Тут включается сволочинская сущность каждого автора. Я открою секрет Жени Гаглоева, мы лично с ним знакомы и общаемся. Его часто ругают за то, что он убивает того или иного героя. И он мне сказал, что некоторые герои ему надоедают, он не знает, что с ним делать дальше и он их кокает.

После встречи в библиотеке школьники выстроились в очередь, чтобы взять автограф у писательницы-биофизика.

13-летня Анастасия Чумичкина из лицея №6 призналась «Курьер. Среда. Бердск», что, к сожалению, не читала книги Аи, и на встречу пошла, потому что она собирается читать «МуТаНГелов и хотела познакомиться с автором:

— Я до безумия люблю фантастику, особенно Щербака, Гаглоева, Роуллинг, Уэллса, Верна. Это близко всем подросткам, интересно читать о чем-то необычном и в то же время погружаться в новые, необычные для тебя миры.

Руководитель библиотеки добавила, что Ая эН очень интересный, необычный человек. Из тех книг, которые есть в Бердске — «Елку, которая пароход» — читают чаще других.
— Необычные книги вызывают противоречивые чувства, детей-подростков это и привлекает, нас, более старшее поколение, где-то даже отпугивает, становится непонятным. Творчество Аи, как у Остера «Вредные советы», — детям интересно, они их просто обожают.

Напоследок Ая эН оставила автограф на книге «Сказки синего сумрака», которую может взять и почитать из библиотеки любой желающий.

Видео Елены Белоусовой

интервью

Читайте книги, они развивают не только воображение, но и мозг

Лауреат всероссийского конкурса «Новая детская книга», биофизик и кандидат физико-математических наук Ая эН в эксклюзивном интервью «Курьер. Среда. Бердск» рассказала почему нужно читать книги.

Как вы из физика превратились в писателя?

— Я писала с самого детства, мне всегда нравилось придумывать что-то, поэтому к концу школы у меня было много тетрадок, исписанных стихами, повестями, рассказами. Я победила в республиканской олимпиаде по литературе. Было это в Грузии, где я тогда жила. Я хотела стать журналистом, но родители были против, они мне внушили, что у меня выдающиеся математические способности, которые были совсем не выдающиеся, наверное.

Мне это было интересно, так получилось, что я поступила на физфак, стала физиком, с удовольствием работала, но всегда писала — это было хобби, которое потом плавно переросло в новую профессию. Совсем ушла в лирики я лет 11-12 лет назад.

Почему выбрали детскую литературу?

— Не детскую, а подростковую — это большая разница. У меня для дошкольников всего-то наберется несколько стихотворений, может быть 200. Для младшей школы чуть побольше. В основном, я пишу для возраста от 14 и старше.

Взрослую литературу я люблю читать, но когда ты начинаешь что-то придумывать, мне хочется главных героев оставлять в молодом возрасте, потому что — это возраст перемен. Взрослый человек состоялся, у него готовый характер, это можно описывать, развивать сюжетные линии, что происходит, какие у него взаимоотношения с другими и с миром. Ситуация статичная по начальным данным. Подростки — пластичные личности, они меняются, растут, созревают. Этот процесс мне очень интересен.

Почему подростку нужно читать ваши книги?

— У меня нет воспитательной цели, когда я сажусь писать. Я не думаю о том, что я сейчас напишу эту книгу для того, чтобы научить этого подростка чему-то. Она у меня глубинная. В глубине личности я воспитатель и патриот, физик тоже не спит, поэтому мои миры наполнены реальными физическими явлениями.

Я не скажу, что нужно читать мои книги. Интересно? Пусть читают. Я не считаю, что какая-то книга может чему-то научить, особенно научить добру. Если бы хорошие книги учили бы действительно добру и, читая, можно было бы сказать, что ты прочтешь 10 книг и станешь добрый. Если это было бы так, то, извините, Гитлер, который был любителем почитать, не стал Гитлером. Не все так однозначно. Когда мы читаем, каждый из книг берет то, что он готов воспринять. Конечно, книги действуют, они работают.

Но как наше слово отзовется, нам не дано предугадать, к сожалению. Я стараюсь какие-то вещи обозначить, показать, если не научить, то дать возможность задуматься над какими-то вещами и постараться что-то предотвратить.

Вторую цитату Курта Воннегута, которую я хочу привести, если вы ее не выкинете, я буду очень рада. У него есть персонаж философ Боконон написавший знаменитый 13 том, который состоит из одного слова и точки. Заглавие очень большое и звучит оно так: Может ли человечество, опираясь на опыт предыдущих веков и исторические данные сделать какие-то выводы и избежать ошибок в будущем. Прочесть этот 13 том не составляет труда. Ответ: Нет и точка.

Я надеюсь, что, прочитав мои книги, читатели о чем-то задумаются, сделают выводы, что-то захотят изменить.

Что конкретно?

— Конкретные вещи, конечно, есть. Элементарно, первый том «МуТаНГелов» начинается с того, что земля 11, на которой все мутанты и один последний человек Дюшка Клюшкин. Что там происходит и как эта земля медленно, но верно идет к свой гибели. Как цивилизация ангелов (не православных, они просто так называются) много раз пытается это предотвратить, но на земле происходит конец света. Мутанты доводят свою планету до состояния, когда жить спокойно на ней невозможно, когда катастрофы могут следовать одна за другой.

Наша земля №12 — это о чем-то, наверное, говорит. Иногда я на встречах говорю, что наша планета прошла точку экологического невозврата в 2011-2013 году, это я как биофизик говорю, это не секрет. По-хорошему нам бы надо схватиться за головы и что-то пытаться делать. Что такое точка невозврата? Если мы, человечество, завтра дружно вымрем, земля сама не восстановится, она не станет такой, какой была в 17 веке. Все, мы эту точку прошли. Теперь нам нужно применять значительные усилия и вкладывать огромное количество денег, делать все с большим умом, чтобы это восстановить, а мы продолжаем в другую сторону двигаться. Меня это очень волнует как патриота-космополита, я переживаю за всю нашу планету.

Что читаете сейчас?

— Я много читаю детских, скорее подростковых книг, читаю все шорт-листы литературных премий, включая и взрослые, допустим, «Большую книгу». Мне интересно отслеживать тенденции, в какую сторону движется современная литература, какие новые приемы используются.

Когда я сама выбираю — это другого рода книги, не детские и не подростковые. Из того, что меня очень поразило за последние годы, это Нил Стивенсон. «Криптономикон» — книга, которую я, наверное, из того что я читала за последнее время, с большим отрывом ставлю на первое место. Это абсолютно взрослый, серьезный роман, в нем много специфического, немножечко математического юмора. Читая его, я понимаю, что планку можно задрать так высоко, что она практически становится недостижимой. Меня всегда это поражает.

Вы быстро пишите книги?

— Я очень долго могу придумывать, обкатывать, обкручивать. А когда сажусь писать, сам текст набираю очень быстро. Я пишу двух «МуТаНГелов» в год, но это не показатель того, что я сижу и пишу полгода одну книгу. Я работаю главным редактором, мы издаем детские журналы, и у меня полная загрузка. Я пишу ночью, пишу в самолете. Часто пишу в метро, пока еду домой из одного конца Москвы в другой.

Творческая встреча проходит в детской библиотеке, на ваш взгляд, в чем миссия детской библиотеки?

— Сейчас найти книгу как текст не так сложно, даже если мы покупаем в электронном варианте, почти все оцифровано, это можно сделать. Но есть несколько очень серьезных «но».

Первое касается даже не того, что приятнее держать бумажную книгу, касается и не того, что всего не купишь, касается не того, что многие книги должны быть проиллюстрированы, особенно для младшего возраста и для школьников — это совершенно необходимо, причем правильным образом. Для мам и маленьких детей — это просто спасение, потому что всего не купишь и зачем.

Но, есть еще один важный момент, почему именно бумажная книга все-таки важна даже для взрослых. Есть очень серьезные исследования, которые показывают, что, когда мы читаем бумажную книгу, мы сразу видим полную структуру текста и воспринимаем текст как нечто целостное. Наш мозг так устроен, что помимо нашего желания он это делает.

При чтении электронного варианта мы больше концентрируемся на деталях, и человек, который прочел электронную книгу, может потом по тестам рассказать больше деталей, но в целом картинка мира у него от этой книги накладывается на то, что у него уже было.

С бумажной книгой происходит немножко другой мысленный процесс.

Ваш совет — читайте больше печатных книг?

— Мой совет — читайте больше. Когда мы читаем, а не смотрим фильм, наш мозг производит еще более сложную работу. Он этот мир, визуальный его образ создает. При просмотре кино мы не создаем этот образ. Наш мозг как-то работает, он не спит, он не умер, но производит совсем другую работу. Поэтому, особенно в детском возрасте, я советую мамам — важно, чтобы ребенок приобщался к чтению. Когда он маленький, он сидит рядом и слушает вашу речь, смотрит на картинку, но он ее оживляет, он продолжает придумывать этот мир. Он видит — Красная шапочка уже сидит около волка, но в его воображение она уже ходит, она зашла, она открыла дверь, там что-то происходит.

Этот процесс для нашего мозга очень важен. Если мы хотим получить творческого человека, не обязательно писателя, он может быть программистом, чтобы он сотворил что-то, а не просто механически что-то сделал. Этот процесс важен в определенное время. Конечно, начать читать в 14 и 15 лет, это тоже нормально, если ты раньше вообще не любил читать, но если это произошло достаточно рано — это очень хорошо, это просто прекрасно. Читайте!


Похожие записи

Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".

Ознакомьтесь с правилами комментирования

Новости компаний

Все новости компаний

Все акции и скидки

Скидка 40% на гостиную Виктория