Почти все муниципальные предприятия Бердска работают с убытками. Это констатировали бердские чиновники по итогам заседания балансовой комиссии еще весной этого года. Диагноз ясен. Но теперь нужно лечение, над которым сейчас думают и чиновники, и депутаты.
В Бердске существует 6 МУПов - МУП «Комбинат бытовых услуг», МУП «ГИС», МУП «БАТП», МУП «СпецАвтоХозяйство», МУП «УК ЖКХ», МУП «АГЦ». При этом «Архитектурно-градостроительный центр» и «Городские инженерные сети» уже несколько лет находятся в стадии ликвидации, а потому не действуют. Все эти предприятия создавались с целью предоставления необходимых и качественных услуг всему населению города, а также для получения прибыли в бюджет.
«Курьер. Среда. Бердск» рассмотрел положение дел трех крупнейших МУПов Бердска, чтобы понять, оправдывают ли они поставленные задачи, и что им мешает работать со знаком «плюс».
КБУ: на краю банкротства
МУП «Комбинат бытовых услуг». История этого предприятия началась в далеком 1958 году, когда стали строить новые водозаборные сооружения на реке Бердь после затопления старого Бердска. Около двадцати лет велись к домам и учреждениям сети водопровода и канализации. Заведовавшее всем этим хозяйством предприятие называлось МПВКХ, а позже — МУП «Водоканал». Котельные, отапливающие город, строили крупные заводы. Химзавод возвел нынешнюю ТГК-1. Радиозавод - «Вегу». А БЭМЗ - «Новую». Источники стали снабжать теплом не только производства, но и весь город.
В 2004 году появилось распоряжение администрации Бердска о создании МУП «КБУ» - «с целью удовлетворения потребности населения города в коммунальном обслуживании, обеспечения муниципального заказа на услуги благоустройства и озеленения города, улучшении санитарного состояния города, получения прибыли от хозяйственной деятельности, а также рационального использования муниципального имущества». Это МУП не занималось водоснабжением и теплоэнергетикой. Скорее, уборкой и содержанием города.
В 2009 году МУП «КБУ» и МУП «Водоконал» слились воедино. В результате создания объединенного предприятия из производственной деятельности КБУ вывели благоустройство и озеленение города, содержание дорог, обслуживание кладбища и захоронения. Тогда же создали муниципальный расчетно-кассовый центр, но он просуществовал недолго. Однако можно сказать, что именно в этот период времени сформировался тот «КБУ», который есть сейчас: с котельными, сетями, водой и канализацией.
До 2017 года в КБУ принципиально ничего не менялось. Разве что в 2014-ом из структуры предприятия в отдельный МУП пришлось выделить отрасль водоотведения. Но это было сделано для оздоровления экономики: огромные долги за перекачку стоков перед ГУП УЭВ СО РАН могли обанкротить весь комбинат. Как только с долгами за канализацию было покончено, водоотведение перестало быть отдельным предприятием.
Сейчас в КБУ трудится более 600 человек. С 2013 года его возглавляет Александр Кожин — доктор экономических наук.
Последние несколько лет Комбинат волочит за собой многомиллионные долги. По словам нынешнего руководства, сформировались они, по большей части, из-за недобросовестных управляющих компаний. В начале «десятых» УК лопались одна за одной. Организации буквально растворялись в вечности, а вместе с ними — не выплаченные КБУ деньги за потребленные ресурсы. Предположительно, большая часть жителей, пользующихся услугами этих УК, за воду, тепло и стоки платили исправно. Но эти деньги оседали в чужих карманах. Сегодня картина такова: дебиторская задолженность КБУ — более 320 млн рублей. Из них 110 млн рублей — невозвратные долги. Между тем, кредиторка предприятия - 480 млн рублей. Поставщики и подрядчики требуют свои деньги, обращаются в суд, замораживают счета Комбината, периодически грозят прекращением поставок топлива. При этом, как утверждает Кожин, КБУ старается соблюдать графики погашения задолженности.
За последние три года экономика КБУ претерпела как головокружительные взлеты, так и невероятно болезненные падения. В 2014 году Комбинат впервые за много лет сработал с прибылью в 6,8 млн рублей. Тут, надо сказать, подсобила областная администрация, выделив беспрецедентные субсидии на погашение долгов. В 2015 году предприятие вновь стало убыточным. По итогам 2016 года убытки составили 128 млн рублей.
По прогнозам Кожина, в этом году экономические показатели КБУ опять будут со знаком минус. Ориентировочно — 50-80 млн рублей. Причина — слишком низкий тариф на тепловую энергию. Ежегодно Комбинат теряет до 100 млн рублей из-за дисбаланса тарифного решения.
КБУ пока останется МУПом. Уже год ходят разговоры о возможной реорганизации предприятия. Но слухи о «смерти» Комбината преувеличены. Как минимум два ближайших отопительных сезона КБУ будет работать так, как и работал последние несколько лет. Но глобальные изменения все же маячат на горизонте.
Комбинату необходимы частные инвестиции. И если частник с большими деньгами появится, то КБУ, скорее всего, придется акционировать. Так диктует федеральное законодательство. Нельзя списывать со счетов и концессию. Да, она не получилась с «Багирой-М». Но за несколько лет поменялись законы, положения, условия игры. Поэтому от новой концессии власти не открещиваются.
Будет ли в Бердске ОАО «КБУ» или новый концессионер, мы узнаем только через год. Столько власти отвели для проработки плана дальнейших действий в сфере ЖКХ. Но федеральные власти настаивают на ликвидации энергетических МУПов.
- В предприятиях ЖКХ в форме МУПов много лазеек для злоупотребления, очень часто они набирают долги, потом их реорганизовывают, и все начинается сначала. Неслучайно банки крайне неохотно дают кредиты на развитие МУПам, — заявил как-то замминистра ЖКХ Андрей Чибис. Он также отметил что, после того, как создание новых МУПов в сфере ЖКХ запретят, существующим муниципальным предприятиям, работающим в жилищно-коммунальной сфере, предлагается дать год на реструктуризацию долгов и превращение в казенные предприятия. Так что не исключено, что МУП «КБУ» Бердска станет через год МКП «КБУ». Все возможно.
ПАТП: Выбрались из убытков
МУП «Бердское автотранспортное предприятие» занимается пассажирскими перевозками населения. Только муниципальные автобусы на сегодня предоставляют льготы отдельным категориям граждан, а также берут на себя дачные маршруты. И если, к примеру, «КБУ» соперничать не с кем, так как он является естественной монополией, то ПАТП приходится конкурировать с частными перевозчиками.
БАТП пережило непростое время. С 2007 года оно существовало как ОАО, хотя 100% акций принадлежали администрации города. Через несколько лет директора БАТП Владимира Москвина заподозрили в фиктивном банкротстве предприятия. По версии следствия, он получал из бюджета Бердска субсидии на перевозки, но фактически перечислял их на счета подконтрольного ему ООО «ПАТП-1». Москвин получил судимость. Но банкротство БАТП остановить не удалось. Большая часть имущества акционерки была распродана на торгах.
В 2011 году, когда началось дело против Москвина, к власти пришел коммунист Илья Потапов. Новый мэр сменил руководство ПАТП и похвастался журналистам, что под его началом показатели предприятия улучшились.
- БАТП увеличило свой подвижной состав в три раза, объем пассажирских перевозок увеличился в два раза, четкость выхода на маршруты, исполнение рейсов выросло в два раза, а количество жалоб уменьшились просто в разы. Мы открыли новые маршруты, — говорил Потапов.
Но последующие пять лет ПАТП пришлось избавляться от шлейфа, оставленного ОАО. Это существенно повлияло на экономику предприятия и сделало ее нестабильной.
В 2014 году убытки предприятия составили 3,5 млн рублей. В 2015-ом ситуация значительно улучшилась — в предприятии убыло только 1,5 млн рублей. Но здесь следует заметить, что тогда «БАТП» получило субсидию в размере 24,3 млн рублей – «в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с осуществлением пассажирских перевозок». В 2016 году размер убытков опять увеличился - до 6,1 млн рублей. Тогда «ПАТП» субсидий не получало. Лишь выплаты по контракту за социальные перевозки — 15,8 млн рублей.
Только в первом полугодии 2017 года ПАТП удалось сработать с прибылью — в 122 тысячи рублей. Елена Бороздина рассказала «Курьер. Среда. Бердск», как удалось выбраться из убыточной ямы.
Одной из причин убытков в 2016 году стало удорожание бензина. Часть автобусов заправлялась АИ-80, но его запретили и перестали производить. Пришлось переходить на АИ-92. Разница между стоимостью двух марок составила 5 рублей. Учитывая, что в день ПАТП потребляет до 500 литров бензина, сумма значительная. Однако главной причиной убытков, по мнению Бороздиной, стали долги акционерки и разбалансировка тарифа.
- Себестоимость проезда одного пассажира с учетом всех затрат (ГСМ, теплоэнергия, электроэнергия, запчасти и т. д.) составляет 30 рублей. А департамент по тарифам оставляет стоимость билета в размере 19 рублей, - рассказала Елена Викторовна.
Компенсаций ПАТП не получает, как и дотаций. То, что БАТП заработало маленькую, но прибыль — результат упорного труда, полагает директор. Предприятие постоянно пытается сократить издержки. К примеру, в БАТП посчитали фактическое потребление топлива каждым автобусом. И получилось, что оно ниже нормы, утвержденной приказом Минтранса. Это принесло определенную экономию. Хорошую прибыль приносят коммерческие услуги — аренда автобусов для частных нужд.
Чтобы еще больше улучшить экономические показатели, ПАТП необходимо расширить автопарк и увеличить свою долю в пассажирских перевозках. Пока она составляет лишь 13%. И вот здесь, по словам Бороздиной, финансовая помощь из бюджета будет очень кстати. ПАПТ пока не может покупать автобусы на собственные деньги.
Отметим, что муниципальные АТП по всей России являются планово убыточными. Большую прибыль они приносят лишь в том случае, если город или поселок полностью отказывается от частных маршруток и переходит на автобусы. Вряд ли такое будущее ждет Бердск, ведь в городе десятки частных перевозчиков.
«Спецавтохозяйство»: Золотая жила без прибыли
МУП «САХ» появился в Бердске в 2011 году, с приходом к власти Ильи Потапова и его заместителя Владимира Мухамедова. Последний был уверен, что городская свалка под управлением муниципального предприятия станет «золотой жилой». Примечательно, что в 2013 году Мухамедов стал специалистом по инновационному развитию «САХ» (кресло вице-мэра ему пришлось оставить из-за уголовных дел).
- Муниципальные предприятия созданы для того, чтобы приносить прибыль, а не для того, чтобы тянуть из бюджета деньги и быть убыточными, - уверенно заявлял тогда Владимир Ибрагимович. — После того как закончился суд, Николай Хамитович (Николай Канцеров — тогдашний директор МУП САХ — прим. ред.) обратился ко мне, потому что ситуация на предприятии сейчас очень тяжелая — около 2 млн рублей задолженности. Эту ситуацию надо как-то разруливать. С Канцеровым у нас очень хорошие отношения. К тому же его предприятие было создано новой администрацией, и все это происходило под моим кураторством: создание, развитие и идеология. Я не могу стоять в стороне и смотреть на то, как предприятие загибается.
Но вытянуть свалку из кризиса Мухамедов не сумел. Буквально через пару месяцев его арестовали по известному делу о взятке. Однако в «САХе» примерно в это же время сменилось руководство, и дела пошли в гору. Уже в 2014 году убыток предприятия составлял 497 тыс. рублей, а к 2016-му эта цифра снизилась до 263 тыс. Рублей. Сейчас «САХ» возглавляет Софья Солопова. Недавно она сумела доказать депутатам, что свалка работает нормально, но ей нужна новая техника. Полигон приносит неплохие доходы в бюджет города за счет экологических сборов за негативное воздействие на окружающую среду с предприятий, которые вывозят свои отходы на полигон. В 2015 году Бердск получил от этого 5 млн рублей, а в 2016 — 9 млн. Но эти деньги «САХ» не может тратить на свои нужды. Народные избранники согласились с этим, и позволили купить на полигон ТБО новый бульдозер. На днях он прибыл на свалку и уже начал там работу.
Как видно, до «золотой жилы» свалке еще далеко. Возможно, ситуация наладится, когда «САХ» избавится от непрофильного актива в виде гостиницы «Бердск». Да, гостиница почему-то стоит на балансе именно этого предприятия. Но власти намерены сделать из нее муниципальное жилье или что-нибудь другое. В любом случае, гостиница уже включена в план приватизации.
Есть надежда?
«Курьер. Среда. Бердск» решил найти успешные примеры муниципальных унитарных предприятий в регионе, а также получить компетентную оценку деятельности МУПов Бердска. Преследуя эти цели, мы направили запрос в Минэкономразвития Новосибирской области. Но из министерства ответили, что МУПами не занимаются. Повторный запрос в пресс-службу правительства тоже не дал результатов — нам переслали ответ из Минэкономразвития о том, что мониторинг деятельности МУПов в их компетенцию не входит. Возникает резонный вопрос: а кто-то вообще следит, так сказать, «сверху» - как работают муниципальные предприятия? Судя по всему, нет. Контролируют деятельность МУПов только муниципальные власти и различные проверяющие структуры.
Начальник УЭР Бердска Юлия Бадрина не раз высказывалась о том, что МУПы Бердска работают неэффективно. Более того, все их планы направлены только на сохранение существующего положения, а не на развитие. Что с этим делать, власти решают совместно с депутатами. Надо сказать, что эффективность функционирования МУПов вообще практически не обсуждается. Это признают даже исследователи этой темы с научной точки зрения. Впрочем, нельзя говорить о том, что выхода нет. К примеру, кандидат экономических наук Елена Сабына, анализируя деятельность МУПов в Алтайском крае в своей научной статье для журнала «Муниципалитет: экономика и управление», предлагает такой вариант :
- Для изменения ситуации необходимо наличие финансового планирования внутри предприятия и постоянного контроля за расходованием денежных средств. Учитывая, что унитарное предприятие - коммерческая организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, то бизнес-планирование и бюджетирование - это необходимые составляющие для достижения прибыльной и эффективной работы муниципального предприятия.
МУПы Бердска составляют бизнес-планы. Но бюджет перед депутатами или администрацией не защищают. Однако экономику предприятий в последнее время власти рассматривают буквально под лупой. И принимают решения, которые могли бы заставить МУПы работать лучше.
Недавно депутатский комитет по промышленности предложил муниципальным предприятиям выписывать премии только с прибыли. Нет прибыли — нет премии. Насколько такая стимулирующая мера будет результативна, сказать сложно.
Более того: в этом году в Бердске создана комиссия по рассмотрению эффективности МУПов — по инициативе депутата Алексея Осина. Туда, помимо него, вошли еще несколько депутатов-бизнесменов: Владимир Голубев, Николай Бауэр и Андрей Ковальский. Это люди, которые, по оценке Осина, известны в городе своими успехами в бизнесе. При этом они прекрасно понимают, что МУПы отличаются от частных предприятий. Первых все-таки больше сдавливают рамки законодательства и различных социальных обязательств.
- Мы провели несколько заседаний комиссий. Мы продолжаем задавать руководителям предприятий неудобные вопросы и наталкиваем их на правильные мысли, - говорит Алексей Викторович. - Некоторые руководители, что называется, включили сознание и стали задумываться об экономике, хотя изначально воспринимали наши замечания в штыки. Но мы ведь не просто критикуем. Наша задача — подсказать, помочь, найти какое-то решение. И эта совместная работа идет на пользу. Но только тем, кто хочет. Есть руководители, которые говорят: «у нас все плохо, ничего нельзя изменить». Но это просто нежелание что-то менять. Выход есть всегда.
Осин отмечает, что положительные сдвиги всего за несколько месяцев произошли в ПАТП. Хотя раньше его руководство даже обижалось на критику. Возможно, перемены придут и в другие убыточные предприятия.
- Руководители должны понять: мы от них не отступим. Либо они изменятся в лучшую сторону, либо будут кадровые решения. Надо понимать, что администрация дала МУПам активы. И ими надо управлять. Надо работать на прибыль. Потому что прибыль в бюджет — это дополнительные социальные проекты. Повторяю, что все зависит от руководителя предприятия. И еще очень важна позиция руководства города. Многим предприятиям нужна помощь административным ресурсом. И в администрации тоже должны не просто критиковать и требовать, а помогать. Это очень важно, - подчеркивает Алексей Викторович.
МУПы Бердска в цифрах
Убытки МУПов Бердска за последние три года
Наименование МУП | 2014 год |
Прибыль/Убыток (+/-), тыс. руб.2015 год
Прибыль/Убыток (+/-), тыс. руб.2016 год
Прибыль/Убыток (+/-), тыс. руб.МУП «КБУ»6 878-111 284-128 279МУП «БАТП»-3 595-1 580-6 140МУП « СпецАвтоХозяйство»-497-225-263МУП «УК ЖКХ»933-3140МУП «ГИС»0820МУП «АГЦ»000Доходы и расходы МУПов
Наименование МУП | Доходы до налогообложения, тыс. рублей | Расходы, |
тыс. рублейМУП «КБУ»1 355 6341 502 225МУП «БАТП»74 26580 008МУП « СпецАвтоХозяйство»18 54318 492МУП «ГИС»00МУП «АГЦ»00В 2016 году в консолидированный бюджет от МУПов перечислено в части НДФЛ – 27,5 млн рублей.
Суммы оплаты аренды земельных участков:МУП «КБУ»:
2016 г.- 30 784,70 руб.;
2015 г.- 3 478,4 руб.
МУП «Спецавтохозяйство»:
2016 г. – 14 717,92 руб.
МУП «БАТП»:
2016 г.- 43 078 руб.
По прогнозам профессора, в этом году экономические показатели КБУ опять будут со знаком минус. Ориентировочно — 50-80 млн рублей. Причина — слишком НИЗКИЙ тариф на тепловую энергию. Ежегодно Комбинат теряет ????? до 100 млн рублей из-за дисбаланса тарифного решения.....
Социалку резать надо. Тем более что выборного смысла в ней нет, те кто ей пользуются с удовольствием и удвоенной энергией хают здесь власти.
Иначе похоже болото на долгие годы. Новые автобусы предприятие купить не может, смех и грех. Если бы область новые автобусы не подарила, на развалинах бы так и ездили.
КБУ можно отказаться от дорогостоящих агентов НЭСа и ТЭРСа, от кучи зам. замов и отдела по связям с общественностью - тогда глядишь и действующего тарифа хватит.