«Курьер. Среда. Бердск» продолжает публиковать воспоминания бердчанина-фронтовика Вячеслава Черноголовкова. Его записи — это уникальный материал по истории страны. По его воспоминаниям можно узнать реальную деревенскую жизнь начала 20 века, подлинные события Великой Отечественной войны, восстановление СССР после военного лихолетия. Мы искренне благодарим Вячеслава Кузьмича за то, что он оставил потомкам целую книгу о своей жизни, в которой, как в капле воды, отражается целая эпоха, судьба не одного поколения советских людей.
Техникум им. Чкалова
Так проходил год за годом учёбы в школе. После окончания 7 классов все ученики выбирали свою дальнейшую судьбу. Больше половины предпочитали продолжать учёбу в техникуме и техучилищах. Некоторые приобретали какую-то специальность во время учёбы, и после окончания школы шли прямо на работу. Я сдал экзамен и был зачислен студентом в Череповецкий лесомеханический техникум имени В. Чкалова. До революции техникум назывался «Александровское техническое училище». В какое-то время в нём учился Чкалов, в честь этого и было присвоено имя техникуму. В техникуме продолжали работать и в период нашего обучения 2 преподавателя, учившие Чкалова. Это преподаватели по теплотехнике и по черчению.
Здание техникума строилось до революции и резко отличалось от других зданий своим архитектурным оформлением. Даже в почтовой службе была выпущена открытка с изображением учебного корпуса. Рядом с учебным зданием размещались несколько корпусов для практического обучения. Практику в мастерских начинали со второго курса учёбы. Такой метод обучения я по-настоящему оценил в последующие годы. Практика давала возможность освоить азы исполнения любой работы своими руками.
Практика на всю жизнь
Я с великим удовольствием всю свою жизнь благодарю руководителей практики за данные ими навыки. За всю прошедшую жизнь я ни одного раза не обращался к мастерам за помощью устранить какие-то мелочи в починке домашних неполадок. Наша группа (курс) начинала проходить практику в слесарном цехе. Он был оборудован верстаком с закреплёнными на нём тисками и набором различных инструментов. Каждый студент-практикант был обеспечен рабочим местом. Каждому практиканту выдавали отливки утюга из чугуна, с задачей его полной обработки.
В то время население в большинстве пользовалось в быту такими утюгами. Их постепенно вытеснили так называемые духовые утюги, а потом электрические. Первая операция обработки утюга заключалась в обрубке основания ручным зубилом. Самый первый наказ преподавателя - не смотри наверх зубила, а смотри на резец. Вот-вот, да иногда шлёпнут молотком себе по руке. После обрубки зубилом шла обработка подошвы дрочевой пилой, затем лицевыми напильниками и завершалось обработкой на шлифовальной доске. Для проверки качества выполнения работ поверхность, чуть-чуть в отдельных местах смазывалась маслом. При движении утюга по доске масло должно распределиться по всей площади обработанной поверхности. Будут плешивины - обработку нужно продолжить до их исчезновения. Второе задание было намного сложнее. Из заготовки надо было изготовить комбинированные плоскогубцы с полной обработкой их, включая закалку и заточку.
Во кузнице...
В кузнечном цехе первое задание было изготовить наконечники для лыжных палок. Нас разбили на пары – один кузнец, второй – молотобоец. На каждой операции мы менялись ролями. Кузница была самая простая, с ручным горном, лемехами для подачи воздуха в горн. Заканчивали занятия в кузнице по освоению цикла воронения металла. В этой операции самое главное на глаз определить степень нагрева металла. Приборов для измерения температуры накала не было.
После кузнечного цеха нашу группу перевели в так называемый доменный цех. В цехе вместо домны были расположены вагранки для плавки металла. Через воронку заправляли вагранку обрезками металла (вместо руды). Опоки для отливки изделий нас учили делать самостоятельно. Расплавленный металл разливали по лоткам в опоки.
Следующий цех – токарно-фрезерный. В цехе стояло несколько токарных станков, под потолком подвешен вращающийся вал со шкивами. Каким методом он приводился в движение, я не помню. В движение станки приводились ремённой передачей от упомянутого выше вала. В то время станков с электроприводом было очень мало. Самой основной операцией для нас была заточка резцов, от качества заточки зависел весь процесс обработки металла. Точили мы различные изделия, делали на них резьбу для гаек. В цехе был установлен один револьверный станок, в то время новинка. Отличался он от токарных станков тем, что можно было на шпинделе разместить несколько приспособлений для обработки металла.
Заканчивалась наша учебная практика в столярном цехе. В техникуме на втором курсе обучались сразу 4 группы (класса). Практика шла одновременно у всех групп, по очереди в каждом цехе.
Оценку такой производственной практики после прожитых лет я даю самую высокую. Считаю, что каждый руководитель – специалист различных профессий должен своими руками уметь выполнять все операции по изготовлению того или иного изделия по своей специализации. Благодаря вот даже такой кратковременной учёбе я всю свою жизнь не обращался к специалистам для устранения простейших поломок в бытовой домашней технике. Мелкому ремонту мебели и т. п.
Интересный педагог
Теоретическим занятиям нас обучали высококвалифицированные преподаватели. В то время в стране электрификация, можно сказать, только зарождалась. Больше времени уделялось на паросиловое оборудование и котлы. В моей памяти почему-то остался котёл Шухова. Преподаватель по теплотехнике был пожилой человек, бывший руководитель крупных предприятий. К его занятиям все студенты готовились особо. Проверяя усвоение учениками пройденного материала, на очередном уроке он, как и все другие преподаватели, вызывал к доске студента и задавал ему вопрос. Студент устно отвечал на вопросы, рисовал при необходимости на доске эскизы, записывал формулы. Если 2-3 студента на все вопросы сумеют ответить правильно, то урок переходил совершенно в другую плоскость. Преподаватель ранее руководил работой какого-то цеха на заводе «Красный треугольник», он рассказывал нам технологию изготовления галош, воздушных шариков, игрушек. Рассказывал, как он ходил на охоту на медведя. Для убедительности снимал рубаху и показывал на спине шрамы от когтей медведя. Охота, по его рассказу, происходила так. На охоте они были вдвоём с другом. На поляне среди стогов сена заприметили медведя. Было время вечерних сумерек. Он спрятался за одним стожком, товарищ с заряженным ружьём - за другим. Они охотились за медведем, но он их перехитрил. Потихоньку сзади подкрался к нашему преподавателю и когтями своей лапы пробороздил ему спину. Медведь, по-видимому, был сыт, он сразу же отбежал в сторону, а друг дотащил нашего преподавателя до ближайшего селения. Подобных историй на разные темы он рассказывал нам много, вспоминал разные истории, вытворяемые Чкаловым при обучении в Александровском техническом училище.
Но не дай бог, если один-два студента не сумеют правильно ответить, наш преподаватель перевоплощался. В классе можно было даже жужжание мухи услышать. Несколько раз повторял ответы на заданные вопросы, разъяснял урок вновь и вновь. Студенты всегда тщательно готовились к его урокам.
Немецкий пригодится
Однажды и у меня случился казус на уроке немецкого языка.
В то время во всех учебных заведениях изучали почему-то в большинстве случаев немецкий язык, на изучение других иностранных языков меньше обращали внимания. Преподаватель, а она по национальности была немкой, вызвала меня к доске и попросила прочитать какой-то параграф из учебника с одновременным переводом его на русский язык. В учебнике у меня среди листков была спрятана шпаргалка с переводом изучаемого на прошлом уроке параграфа. Я читаю одну фразу на немецком языке и тут же по шпаргалке перевожу тоже одну фразу. Учительница ходит между рядами парт и внимательно дослушивает меня до конца. Количество фраз не сошлось. На последнюю фразу перевода в моей шпаргалке не было. Спокойненько подходит ко мне и говорит: «Давай-ка свою шпаргалочку мне, читай и переводи сам, у тебя так лучше получится». Оказывается, я читаю на немецком языке один параграф, а перевожу по шпаргалке совершенно другой. К изучению иностранных языков мы относились халатно, поняли это только потом. В мае 1941 года я закончил второй курс обучения, в июне сдавали экзамены за год.
А дальше... Началась война.