Август 2015
M T W T F S S
« Jul   Sep »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

«Дизайн в СССР». Субботние посиделки с Берни

В СССР особо не заморачивались по поводу эстетической стороны, каких либо потребительских товаров.

49 коммент.
 
Дизайн в СССР. Субботние посиделки с БерниНачну с того, что слова «дизайн» в Советском Союзе почти не применялось. В СССР особо не заморачивались по поводу эстетической стороны, каких либо потребительских товаров.

Художественно-техническим проектированием в то время почти не занимались,
То, что производили в советское время, порой выглядело причудливо и даже наивно.
В лучшем случае тогда имитировали что-то зарубежное, но при этом придавали всему идеологическую стилистику. Это происходило и при выпуске товаров, и в архитектуре, кино и других областях. Все, наверное помнят из того времени такое понятие как, например «сталинский ампир».

Хотя конечно были и энтузиасты своего дела. Несмотря на то, что в то время дизайн воспринимали, не иначе как чуждый нам джаз, они часто конструировали довольно красивые вещи.
В свое время они даже поработали над военной техникой. В конце сороковых годов во всем мире признавали изящество наших реактивных истребителей МИГ-15 и знаменитых автомобилей «Победа». Даже над автоматом АК-47 Калашников в свое время поработал не только как конструктор, но и интуитивно как дизайнер.
Конечно, в те годы страна гнала план. Товаров выпускали много, но без особых изысков и с минимальными потребительскими свойствами.

В начале 80-х годов был основан отдел художественного конструирования и на Бердском радиозаводе «Вега», где я тогда работал. На заводе уделяли особое внимание внешнему виду выпускаемой продукции. «Веги» и «Арктуры» тогда в этом отношении выгодно отличались от радиоаппаратуры других производителей.

Все-таки советская промышленность производила немало красивых и изящных вещей. Дизайнеры, или как их тогда называли — конструкторы, сделали много чего, чем можно восхищаться и сегодня. А некоторые их дизайнерские решения свежи до сих пор. Более того, есть такие, которые точь в точь похожи на сегодняшние вещи, то есть на те, которые нас окружают сейчас.
Впрочем, посмотрите сами:

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

 

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Дизайн в СССР. Субботние посиделки с Берни

Из архива блога: http://berni777.livejournal.com


Похожие записи

Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.

(49) Комментариев

  1. Поросёнок Пётр

    Всё же с дизайном в СССР всё было в порядке в 30-60 годы, к концу 60 да, настал полный швах по этой части, штампованная халтура, серость, убогость и скука полностью победила во многих сферах советского общества и особенно в дизайне и архитектуре.

    Thumb up 9 Thumb down 9

    • Эстетство, это по-современному — маркетинг?

      Эстетизм, эстетство характерное для реакционной буржуазной эстетики противопоставление искусства действительности, приверженность к т. н. искусству для искусства , оторванному от жизни, чуждому народу и враждебному его интересам

      Чрезмерное пристрастие к внешним формами в искусстве, эстетическая идеализация чего либо в ущерб идейной стороне произведения

      Чрезмерное преклонение перед формой в искусстве в ущерб содержанию художественных произведений; превращение поисков новых форм в искусстве в самоцель

      Thumb up 9 Thumb down 4

      • Поросёнок Пётр

        Много пустых и красивых слов товарищ Дионисий, от этого унылость, убогость и серость позднего совка не становится краше.

        Thumb up 9 Thumb down 3

        • «Цель капитализма — чтобы потребитель жрал омно, жил в омне, носил омно и смотрел омно. Идеально, когда потребитель сам строит себе дом из собственного омна, жрет его же и смотрит, как другой потребитель делает то же самое. И радуется. В гламурном варианте.»(с)

          С точки зрения дизайнеров, омно бывает разным по своему внешнему виду.
          С точки зрения одоролога — разным по запаху
          Итак далее…
          Неубогий, процветающий капитализм с человеческим лицом и верой по самый нимб. :-D

          Thumb up 9 Thumb down 2

    • к концу 60 да, настал полный швах
      =========================
      именно так. это ярко видно по быту: по одеждам, интерьерам, оформлению блюд, книгам… по всему.
      я давно пытаюсь понять (и пока так и нет вариантов), что провело эту черту между естественным стремлением народа к красоте и комфорту и безропотным принятием безликой серой штамповки.
      так что, да — как дизайнер с образованием ответственно подтверждаю: дизайна не было не в СССР, а его не стало после 60-х годов.

      Thumb up 9 Thumb down 1

      • zizou, как дизайнер с образованием вы должны знать, что изменение дизайна товаров массового производства требует изменения (перенастройке, переоборудованию) технологических линий по производству этих товаров — порой даже полной их замене. А это дорогостоящие мероприятия. Не забывайте, что в то время (60-е — 70-е годы) страна тратила огромные деньги на освоение космоса, военные разработки, фундаментальную и экспериментальную науку, строительство предприятий и городов по всей стране.
        Можно в инете нагуглить множество экспериментальных образцов товаров советского времени того периода, и вы просто поразитесь — насколько красивы и эргономичны были эти образцы. Но, ещё раз повторюсь — казна не бездонна, и приоритеты трат надо сопоставлять согласно времени и внешнеполитической обстановки.

        Thumb up 9 Thumb down 1

        • изменение дизайна товаров массового производства требует изменения
          =============================
          как дизайнер я точно знаю, что технологические процессы были изменены в производстве, например, мебели — для скорости производства, в строительстве жилых домов… а как женщина я знаю, что в лёгкой промышленности ничего особо не менялось: просто стали выпускать ткани кошмарных расцветок и шить из них не пойми что по уродским лекалам, вместо обуви стали делать колодки, даже причёски женские стали безликой штамповкой — а для них никакие технологические линии не нужны.
          я знакома и с экспериментальными образцами того времени, и с товарами на экспорт. я говорю про дизайн для массового потребления. вплоть до того, что в магазинах из консервных банок до начала 70-х выкладывали немыслимые пирамиды, а потом без изысков стали ставить шеренгами. вы посмотрите, что себе изображали на головах из марли тётеньки повара до, и что стало нормой после. а книги-то и открытки? уж я как полиграфист точно знаю весь технологический процесс печати, и не было «после» никакой производственной или технологической необходимости начинать печатать «полноцветное» г-но в коричневых тонах вместо радостных книг и открыток «до».

          Thumb up 9 Thumb down 1

          • zizou, читайте мой пост до конца, там всё написано — Почему и т.д.

            Thumb up 9 Thumb down 0

            • читайте мой пост до конца
              =======================
              я читала. там нет вразумительного ответа.
              про перенастройки линий производства мебели и домов я и сама писала — да, при массовом типовом производстве никакие финтифлюшки в процесс не вставляются.
              но лёгкой промышленности и уж, тем более, Fashion-индустрии никакие модернизации линий и оптимизации процессов не касаются: рукав в пальто всё равно надо вшить, нормальный он или уродский. невозможно создать линию, которая может шить платья только из серо-зелёной ткани, а бело-голубое шить не сможет.
              шторы до 70-х — это были ШТОРЫ, это был наряд окна и украшение квартиры. после 70-х стали приделывать на окна стыдливые куцые тряпицы: прям тётки покупали ткани столько, чтоб самостоятельно сообразить из неё куцую тряпицу. при чём тут военные разработки, казна и пр.? в фильме «дни Журбиных» есть эпизод, где два старых коммуниста потомственные рабочие беседуют за обедом, и у них стол сервирован, как положено, и сами они колбасу едят ножом и вилкой. потомственные рабочие едят ножом и вилкой за сервированным столом со скатертью. это, конечно, не было поголовной нормой, но это преподносилось как норма. вот я о чём.

              Thumb up 9 Thumb down 1

              • :-D zizou, мы о чём здесь говорим — о дизайне советских товаров, или о качестве выпускаемой продукции, или о роли колхозанства в жизни городов — эстетической и этической деградации населения?

                Thumb up 9 Thumb down 0

              • о дизайне советских товаров, или о качестве
                =======================
                =-O я хоть слово про качество сказала? =-O
                качество этого кошмара, кстати, было отменное: обувь неубиваемая и неснашиваемые одежды.

                Thumb up 9 Thumb down 0

              • у меня кофемолка 1982 года выпуска только в этом году сломалась. Какая из современных проработает близкий срок?
                Кстати, вполне себе нормальный(и по современным меркам) дизайн.

                Thumb up 9 Thumb down 0

              • нормальный(и по современным меркам) дизайн.
                ====================
                и холодильники 60-х годов работают.
                но дизайн у советской техники не советский.

                Thumb up 9 Thumb down 0

              • а по-моему, там не советский дизайн. Думаю немецкий был. Обзывалась она Straume. От современных визуально почти ничем не отличается.

                Thumb up 9 Thumb down 0

              • Друзья, спорить — где,чей и в чём был дизайн бессмысленно. Издревле, со времён возникновения рыночных отношений, существует так называемый промышленный шпионаж. Поэтому, кто вперёд запатентовал — того и тапки. Дело в том, что в СССР никогда не патентовались различные ноу-хау. Поэтому наше тырилось капиталистами безбожно. Возьмите хотя бы советский журнал «Техника Молодёжи» и различные японские корпорации — в чём, казалось бы, связь? А она была :-D

                Thumb up 9 Thumb down 0

              • У меня «Вега» до сих пор рабочая. Недавно головку алмазную на звукосниматель только поменял.

                Thumb up 9 Thumb down 1

              • Только вот вертушка польская :-D

                Thumb up 9 Thumb down 0

  2. Как не было секса в СССР , так же и дизайна не было . Просто было другое время и другое развитие общества В то же время — сталинские дома , хотя бы взять на Котельнической набережной и им подобные — это шедевры до сих пор

    Thumb up 9 Thumb down 2

    • Поросёнок Пётр

      Я про то и говорю, как не странно, но дизайн в раннем СССР был, достаточно взглянуть на архитектуру, на творчество Родченко, на плакаты и рекламу тех времён, на оформление стендов и прилавков, с приходом Брежнева всё это улетучилось.

      Thumb up 9 Thumb down 5

      • Ну, улетучилось не с приходом Брежнева, а гораздо позже, и далеко не всё (хотя и во время его правления). Примитивизм и минимализм начал широко вторгаться в советскую продукцию (в основном в товары народного потребления) в конце 70-х.

        Thumb up 9 Thumb down 1

  3. Не соглашусь с автором по-поводу того, что «В СССР особо не заморачивались по поводу эстетической стороны, каких либо потребительских товаров.»
    Очень много советских товаров завоевывали призы (в том числе и главные) на международных выставках (в том числе и в капстранах). Так штааааа……Берни, кроме Веги ты ничё не знаешь и не видел :-D

    Thumb up 9 Thumb down 1

  4. Никто не знает, где можно приобрести баллончики для сифона на фото №5?
    До сих пор работает, сволочь. :-D

    Thumb up 9 Thumb down 0

  5. вот, кстати,верхнее фото с «открывашкой», как мой ребенок говорит )), в форме серпа и молота — доставило …
    я б от такой «открывашки» и сейчас не отказался…)

    Thumb up 9 Thumb down 0

  6. 80% советского т.н. «дизайна» — скопировано с западного и японского. Навскидку: Волга Газ-24 — Форд Фалкон, Волга Газ 21 — Форд Майнлайн, Чайка Газ 13 — Форд Кастомлайн, «Запорожец» — НСУ «Принц», мотоцикл «Днепр» — BMW R75, фронтовой бомбардировщик Су-24 — американский F-111, стратегический бомбардировщик Ту-160 — американский B-1Lancer это то, что сразу пришло мне на ум, а сколько ещё можно повспоминать…

    Thumb up 9 Thumb down 7

    • Поросёнок Пётр

      Всё верно, есть такое дело. Автопром это не наш конёк и тогда и уж тем более сейчас, тот же ВАЗ, ныне это иностранное предприятие с иностранным менеджментом, благодаря чему и не загнулся окончательно и худо или бедно выдаёт новые модели.

      Thumb up 9 Thumb down 3

    • Ну да-ну да, и ТУ-144 вылитый Конкорд……не ровняйте скопированное с существующими мировыми дизайнерскими тенденциями того времени.

      Thumb up 9 Thumb down 1

      • Или Конкорд похожий на Ту, все же Тушка первой была.

        Thumb up 9 Thumb down 0

        • Ну я и ответил с сарказмом. Кстати, в ТУ-144 были применены новейшие технологии (например — в обшивке салона, напольном покрытии), которых на тот момент не сосуществовало в мире. И вааще, кто не в теме советской авиации (особенно в военной) лучше бы не комментировали.

          Thumb up 9 Thumb down 0

    • Забыли ВАЗ 2101 — это же Fiat 124 https://ru.wikipedia.org/wiki/Fiat_124

      Thumb up 9 Thumb down 1

  7. Анону. Газ-21 начал разрабатываться в 1951г., а Форд Майнлайн серийно пошёл только в 1952г. Зим, более похожий на Форд, проектировался ещё ранее… Прав Мизер, существовали ТЕНДЕНЦИИ в дизайне того времени и говорить о копировании моделей — глупо…

    Thumb up 9 Thumb down 1

  8. Еще хотелось бы остановиться на таком моменте, как массовое производство товара. Здесь требовалось «удовлетворять всё возрастающий спрос советских людей», а зарплаты как-то не дотягивали до дорогих моделей, хотя и такие производились. Отсюда УПОР на количественные показатели производства, часто в ущерб качеству. Достаточно изучить статистику потребления среднестатистической советской семьи, за годы брежневского «застоя» уровень потребления возрос в 3,4 раза…

    Thumb up 9 Thumb down 0

  9. Немного о советских разработках:
    В 1918 году подольский завод АО „Компании Зингер“ был национализирован большевиками и до 1923 года практически бездействовал. Когда выпуск машин возобновили, „Зингер“ стали продавать сначала под маркой „Госшвеймашина“, а с 1931 года — под маркой „ПМЗ“ (Подольский механический завод). http://wsyachina.narod.ru/technology/sewing-machine.html
    а с машинкой Зингер можете ознакомиться здесь http://www.istpravda.ru/artifacts/637/
    и так во многих отраслях производящих ширпотреб :-D

    Thumb up 9 Thumb down 3

    • добавлю, первые машины Госшвеймашина так же как и Зингер шили всё и шёлк и кожу, а последующие усовершенствования сделали машинки ПМЗ сущим наказанием для швей :-D

      Thumb up 9 Thumb down 2

  10. А мне вот интересно — Володя Атморский (надеюсь он жив и здоров) человек, который был очень талантлив и поставил «лицо» Веги в свое время, что он об этом думает?

    Thumb up 9 Thumb down 3

  11. Berni777 К сожалению Атморский уже умер…

    Thumb up 9 Thumb down 1

  12. Справедливости ради скажу, что в СССР было очень много классных дизайнеров (художников-конструкторов) и классных дизайн-проектов, смотрел когда-то давно по телеку передачу про советский автомобильный дизайн, канцепт-кары, как сейчас говорят, так вот там показывали просто офигенные эскизы и наработки, но люди в министерствах от которых зависела дальнейшая судьба проектов были, в большинстве своём, далёкими от эстетики ретроградами и консерваторами…

    Thumb up 9 Thumb down 0

  13. Что толку в будещее смотреть .когда весь опыт сзади.
    Кто прошлое помянет, тому — глаз вон.
    А кто забудет, тому — оба.

    Присутствует ли эстетика в современном облике города Бердска:
    с точки зрения профессиональных дизайнеров,
    с точки зрения жителей,
    с точки зрения людей, которые этот облик сотворили.
    Что их особенно раздражает, а что наоборот, радует.
    И что бы они хотели поменять в этом облике на свой взгляд.

    Thumb up 9 Thumb down 1

  14. Присутствует ли эстетика в современном облике города Бердска:
    с точки зрения профессиональных дизайнеров
    =========================
    нет. ВСЁ ужасно, даже клумбы, хоть и заплатили за них 2 миллиона рублей. я как дизайнер точно знаю, что можно за гораздо меньшие деньги сделать гораздо интересней, эффектней и уютней. нет в Бердске стиля в общем, и даже ни одного стильного уголка.

    Thumb up 9 Thumb down 2

    • zizou, а кто вам мешает, если вы можете сделать дешевле и красивее, учавствовать в тендерах и побеждать?

      Thumb up 9 Thumb down 2

      • кто вам мешает
        ===============================
        отсутствие омской прописки.

        Thumb up 9 Thumb down 1

        • Да ладно, отговорки эт всё. Юмор конечно понятен, но если вы считаете «аффилированность» омских фирм (или кого-то ещё) к Бердской администрации, то ФАС вам в помощь. Иль вы не знали?

          Thumb up 9 Thumb down 1

  15. Тут вот Зюзя писала об отвратительной полиграфии позднебрежневской эпохи. Разрушать страну, исподволь, пользуясь тем, что стареющее маразматическое политбюро теряло адекватность, а на всё более высокие, часто ключевые посты, приходили люди с либеральными а, иногда, откровенно враждебными взглядами, для которых СССР и отсутствие возможности личного обогащения в нём, было неприемлемым. Они делали всё возможное, чтобы ПРИВИТЬ народу отвращение к строю. Я хорошо помню детские книжки с уродливыми иллюстрациями, отсутствием сбалансированности в продаже самого необходимого, искусственно вызванный дефицит, хотя склады ломились, учебники математики, за которые «братский» Израиль давал премии создателям и по которым невозможно стало детям изучать математику, и многое другое, говорившее только одно — страна, в котором мы живём, — умирает! … Диверсия? Или как это всё назвать? … :(

    Thumb up 9 Thumb down 1

    • люди с либеральными а, иногда, откровенно враждебными взглядами, для которых СССР и отсутствие возможности личного обогащения в нём, было неприемлемым.
      ==================================
      а. так Вы думаете, нынешнее руководство страны как раз из этих? =-O уж чего-для чего, а для возможностей личного обогащения нынче много сделано и продолжает делаться. в том числе — на законодательном уровне.

      Thumb up 9 Thumb down 2

    • Тут вот Зюзя писала
      ============================
      и Херасим не смог пройти мимо *CRAZY*

      Thumb up 9 Thumb down 1

  16. Личное обогащение, приветствуется, когда деятельность организатора (чиновника) направлена на приумножение богатств страны в первую очередь, а на себя любимого во вторую. У нас же, деятельность в постсоветском периоде напоминала набег саранчи. Каким угодно способом набить карманы, пограбив советское наследие, прикупить «соломки» за рубежом, переселить туда семью, а там хоть трава не расти. Ещё не утихли разговоры о том, что Россия — обречена на вымирание, а посему связывать собственную судьбу с Россией, — плохая перспектива… 8)

    Thumb up 9 Thumb down 0

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".

Ознакомьтесь с правилами комментирования

Новости компаний

Все новости компаний