Началось оглашение приговора суда Владимиру Моргачеву, который обвиняется в гибели летчика Сергея Дадыкина на аэродроме «Бердск-Центральный» два года назад. Сегодня, 27 сентября, судья Татьяна Васюхневич приступила к зачтению вердикта.
В ходе судебного следствия выяснилось, что Моргачев, исполнявший обязанности замначальника авиаклуба ДОСААФ, не был трудоустроен. Работал он по договору безвозмездных услуг.
- Официально Моргачев трудоустроен не был. Трудовой договор с ним не заключался. Но он исполнял обязанности заместителя начальника Новосибирского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ и техника, - зачитала судья Татьяна Васюхневич во время приговора.
По версии следствия Моргачев в августе 2017 года разрешил полет неисправного самолета «Вильга». Воздушное судно рухнуло на землю с высоты 20 метров, у пилота не было шансов выжить. Следствие по делу было закончено 9 сентября 2019 года. Военный прокурор запросил Владимиру Моргачеву реальный срок — 3 года колонии-поселения.
Моргачеву инкриминируют ч. 2 ст. 263 УК РФ — нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть человека и по ч. 2 ст. 109 УК РФ — причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
23 и 24 сентября в Бердском городском суде прошли прения, где в защиту Моргачева выступили два его адвоката Осипов и Анощенко. Выступил и сам обвиняемый, он приобщил к материалам дела 15 листов показаний в письменном виде в свое оправдание.
Владимир Моргачев должен был лично проверять самолеты перед вылетом. Он осмотрел «Вильгу» перед вылетом погибшего Дадыкина. Только, по версии обвинения, не увидел выкрутившуюся шпильку. Моргачев должен был ее закрепить.
Причиной трагедии стала именно эта неполадка. По словам адвоката Осипова, доказано, что руль высоты установили со списанного воздушного судна еще до того, как Моргачев пришел работать в авиаклуб.
Защита озвучила информацию о том, что пилот перед смертью ругался с кем-то из родных. На момент работы у него были просрочены справки медицинского осмотра. По одной из версий, которую высказал адвокат, Дадыкину могло стать плохо на высоте.
Военный прокурор после заседания отказался от комментариев «Курьер. Среда. Бердск».
- Ничего хорошего мы не ожидаем от приговора. Столько противоречий по делу, я в своей практике никогда такого еще не встречал. По столь сложному делу была взята одна из многих версий, и она упорно доказывалась, - отметил Олег Осипов в интервью "Курьер. Среда. Бердск".
По его словам, доказано, что все медицинские справки летчика Дадыкина были поддельные, потому что он был сильно болен. У Сергея Дадыкина была ишемическая болезнь и еще ряд заболеваний. К тому же на суде было признано, что шпилька могла и не заклинить, могла выкрутиться уже после падения.
Решение судом принято. Сегодня, 27 сентября, судья Татьяна Васюхневич во время озвучивания приговора назвала вину Моргачева полностью доказанной. Какое наказание будет назначено подсудимому, станет известно на втором дне озвучивания приговора.
Несколько минут ушло у судьи на перечисление увечий и травм, полученных летчиком в авиакатастрофе. Кроме того, Татьяна Васюхневич подробно перечислила должностные обязанности Моргачева, не все из которых тот выполнил, что и привело к трагедии.
Автор видео Алена Романцова
Делают крайним.
Надо закрывать аэродром, иначе череда катастроф продолжится.
На нем невозможно выполнить ни технические, ни административные мероприятия по безопасности полетов, нет ни ангаров для хранения, ни для ремонта и обслуживания.
Техника вся наидревнейшая.
Будет как с канализацией в городе - количество проблем будет постоянно увеличиваться.
Но аэродром хотя бы можно закрыть.
Делают зачем-то крайним.
По порядку. Государственная комиссия, расследовавшая данную катастрофу, никаких неисправностей авиатехники не нашла. Двигатель и рули работали штатно, никаких заклиниваний не было обнаружено. Следователь СК заказал экспертизу в СибНИА. "Эксперты" думали с августа до ноября 2017 года и случайно обнаружили шпильку, про которую не знали даже в департаменте авиации ДОСААФ. Далее все идет по подготовленному кем то плану. СибНИА проводит динамический экперемент, в ходе которого под воздействием вибрации выкручивают шпильку из руля высоты. Причем, вибрация не соответствует той, которая должна быть на руле высоты. Сотрудники института посчитали, что вибрация двигателя ровна вибрации руля высоты, что соответствует резонансу. Нонсенс, сотрудники института не читали ни одного учебника по самолетостроению, где четко написано, что частота колебаний элементов планера должна отличаться от частоты источника колебаний( в данном случае, двигателя) на 50-200 Гц.
Шпильку отдают на трассологическую экспертизу в органы МВД. Трассологи дают ответ о невозможности определения принадлежности шпильки к самолету. Кстати, стальная шпилька почему то оказалась без следов ржавчины ( самолет 1983 года выпуска) и меньше на 1мм в диаметре. Динамических эксперементов было два. Первый был признан следствием некорректным из за огромного количества нестыковок.
По заключению СибНИА, шпилька выкрутилась на 4 оборота(один виток равен 1,25мм), т.е. на 5 мм. А расстояние между нервюрами руля высоты и стабилизатора как минимум 7мм. Исходя из этого следует, что шпилька не могла заклинить руль высоты(для заклинивания нужно, как минимум, 8 мм). К тому же, чтобы шпилькой заклинить руль высоты он должен быть отклонен вверх( на кабрирование) на величину более, чем 1/3 его хода, что невозможно на данном этапе полета. И последнее по шпильке. При предполетном осмотре самолета ее не видно, так как она закручена в нервюру руля высоты и закрыта стабилизатором.
Хочется добавить. Аварийная ситуация начала развиваться на высоте 2-4 метра, а на высоте 20 м она уже практически закончилась. При этом пилот-любитель сумел посадить планер(взлет выполнялся с планером на буксировочном фале), а профессионал не смог посадить самолет. Дадыкина Сергея Николаевича я знал лично, работал вместе с ним. Никогда не поверю, чтобы летчик такого уровня не смог безопасно прекратить взлет.
Может быть сумбурно, но наболело.
Хочу высказать свое мнение по поводу трагедии. Нашли стрелочника или козла отпущения,как это часто бывает в нашей стране, чему даже не приходится удивляться!
Моргачев В.П. как волонтер пришедший на аэродром аэроклуба для оказания помощи восстановления самолета АН-2 и восстановив его за два дня, чем очень удивив начальника НАСК Колбина своим профессионализмом, который в свою очередь попросил так же восстановить самолет Вильга-В35. Человек он безотказный в помощи, потому и согласился поработать в аэроклубе два месяца май-июнь без какой либо оплаты,табелей, без трудовых отношений, без трудовой книжки ,без всяких оформлений по ТК ,одним словом ВОЛОНТЕР, без всяких должностей! При этом обвинение ему вменяет должности не предусмотренные штатным расписание проходящие через Департамент ДОССАФ Москвы такие как заместителя начальника, инженер по тех.обслуживанию и техника, и все это в одном лице! Как такое может быть? Хочу задать вопрос. А что так скромно, Почему не начальником???
Имея огромный опыт более 40 лет работы на авиационной технике, имея НЕ ОДНО! техническое высшее образование и допуски к техническим обслуживанием самолетов АН-140,АН-24,АН-26 и АН-2 и таким самолетам как Боинги-757,737 и SSJ-100. В техническом обслуживании не имел ни одного отказа авиатехники за столь долгий трудовой путь!
Почему сторона обвинения берет выдуманную историю со шпилькой? Потому ,что уцелела только эта часть самолета и больше ухватиться не за что? Почему НЕ рассматривая другие версии ? Ведь они есть и их не мало!
Возьмем к примеру здоровье летчика перед полетом, прохождение им медосмотра, где в журнале прохождения медосмотра стоит не его подпись , вывод - медосмотр не проходил! Как он посмел сесть за штурвал самолет без него? Следствием установлено , что справка ежегодного прохождения врачебно летной экспертной комиссии фальшивая, а подпись врача подделана! О чем знал начальник Колбин! Однако следствие не берет этот факт во внимание, а ведь ему запрещено было летать еще в 2013 году. Дадыкин должен был проходить медкомиссию ВЛЭК с 2014 по 2017 гг два раза в год в связи с возрастом (более 60 лет) таковы правила ВЛЭК. Даже фальшивая справка была как бы годна до 15.06.2017г. Вывод два месяца летчик Дадыкин летал без документов с разрешения начальника Колбина. В вещах летчика обнаружены таблетки сердечно сосудистые и таблетки от давления. Это о чем то может нам сказать? Скажите имел он моральное право со своей куче болезней такие как ишемическая болезнь сердца,гипертония, атеросклероз каронарных сосудов сердца, атеросклероз головного мозга и другие не позволяющие подниматься в воздух осуществлять буксировку планеров и обучение летчиков? Ведь это тоже человеческие жизни! Девять полетов ,это ж какая нагрузка на организм при таких болячках?! Не думал о себе , не подумал и о людях ! Ушел из жизни как ОРЕЛ , но с КУЧЕЙ ПРОБЛЕМ для человека который ни в чем не виноват!
Следствие обвиняет профессионала Моргачева В.П. в халатном отношении к обслуживанию авиационной техники, а восхваляет летчика профессионала Дадыкина который не сделал ничего для сохранения своей жизни, не убрал газ двигателя, не выключил магнето, не перекрыл подачу топлива на двигатель и не произвел посадку перед собой. Где профессиональные качества летчика имеющего педагогическое образование, но не имея летного? Для такого АССА ВЫСОТА 4-5 МЕТРОВ не ВЫСОТА!
Свой профессионализм нам показали летчики посадившие самолет с людьми на кукурузном поле близ аэродрома Жуковский!
Хочется верить нашему правосудию. но жизнь показывает обратное!
Один работал до смерти, потому, что на пенсию сложно прожить, другой свой зад прикрывает, а сидеть теперь будет третий.
Закрыть аэродром во избежание летных происшествий, т.к. главная причина не устранена.
Хочу сказать несколько слов о своей невиновности, так 11.08.2017 года при выполнении десятого полета по буксировке планера в зоне аэродрома совершил авиационное происшествие самолет Вильга-35а, летчик погиб.Государственная комиссия, прибывшая из Москвы, осмотрев останки самолета на месте крушения пришла к выводу, что все системы самолета, а именно управление рулями, элеронами, закрылками, двигателем были исправными и соответствовали требованиям РЛЭ и технической документации. Останки самолета с по указанию Госкомиссии были перевезены в ангар ВЧ, расположенной неподалеку от аэродрома. При перевозке останков самолета не было предпринято мер к сохранности целостности экземпляров поэтому останки грузились как попало, затем в гараже останки самолета были разложены соответственно компановки. Государственной комиссией были проведены видеозаписи каждого фрагмента самолета с оценкой его влияния на поломку.Так инженер Казанского аэроклуба член Государственной комиссии показывает фрагменты самолета, как происходило то или иное повреждение конструкции. Так первое касание земли произошло левым полукрылом, однако, специалисты говорят, что летчик пытался бороться с кабрированием самолета и совершил удар о землю правым полукрылом, это не соответствует действительности. Эксперты сибниа не взирая на выводы Государственной комиссии об отсутствии отказа авиационной техники, а именно управления самолетом и двигателем выдвигают свою версию, что произошло заклинивание руля высоты при выкручивании шпильки весовой компенсации, находящейся в предкрылке аэродинамического компенсатора руля, тем самым опровергают версию Госкомиссии. Определяют, что шпилька выкрутившаяся на четыре оборота заклинила руль высоты на кабрировании, резьба шпильки 1.25*4= 5 мм произведенными измерениями на действующих самолетах Вильга зазор между нервюрами РВ и стабилизатора составляет самое малое от 6.3 до 8.5мм и более. Какое расстояние на данной Вильге никто не знает. Как при таких зазорах может произойти заклинивание? Сторона обвинения констатирует, что не выполнен пункт РТО №63 по осмотру обшивки стабилизатора, киля, руля направления, руля высоты на предмет отсутствия повреждения обшивки, ослабления заклепок, хлопунов. Но в этом же пункте предусмотрен осмотр болтов навески рулей, болтов крепления тяг управления рулями высоты и направления, болтов крепления подкосов стабилизатора, тяги управления триммером руля высоты. Сторона обвинения не имея на то основания половину пункта Регламента технического обслуживания самолета удаляет, оставив только осмотр обшивки, однако, в этом пункте нет ни слова об осмотре нервюр стабилизатора и руля высоты, а тем более груза весовой компенсации РВ. НА каком основании мне предъявляются не обоснованные обвинения. Летчики аэроклуба Бердск-центральный все как один говорят, что самолетом никто не управлял, летчик для сохранения своей жизни ни сделал ничего, как предписывает РЛЭ самолета, почему тогда летчики-испытатели назначенные в экспертную комиссию сибниа не подтвердили версию о том, что самолетом никто не управлял, стоит задуматься над этим! Председатель Госкомиссии Шибаев П.Н. не однократно посещает институт сибниа, встречается с директором Барсуком, вводит в расследование Калюту А.А. хотя не имеет на это права, затем все вместе едут на Воинскую 5, стоит только догадываться для какой цели. Шибаев П.А. подтверждает,как и вся ГОсударственная комиссия, о том что отказа авиационной техники нет! Однако, затем Шибаев свое мнение изменяет и подтверждает версию сибниа о заклинивании руля высоты шпилькой весовой компенсации, ставя под удар всех членов Государственной комиссии, только командир звена самолетов Вильга аэроклуба г. Казань Калинин В.В. не согласен с выводами и не подписывает АКТ о расследовании катастрофы, потом инженер Самошкин В.А. выступает в суде и дает опровержение выводам института сибниа, о том что на взлете самолета здравомыслящий человек никогда не потянет ручку управления на себя, даже в целях самосохранения, попробуйте сами разогнав автомобиль до 100км\час поверните на два оборота руль, что с вами произойдет? Точно так же и самолет, управление ведется плавно без рывков, даже если есть какие-либо провалы, тем более на взлете.
Летчики сибниа боятся сказать о том, что самолетом никто не управлял, потому что можно лишиться работы! Вывод, а не пахнет ли здесь коррупцией?
Зная летчика Дадыкина, он никогда не сядет в самолет не осмотрев его лично,а затем при опробовании двигателя и систем управления самолетом и обнаружив какие либо замечания выскажет их, только после устранения произведет взлет. Если с самолетом было что то не так , он бы не смог выполнить девять полетов с планером.
Затем Вы приводите слова инженера Самошкина о том, как по его мнению надо взлетать на самолете Вильга-35. Ну это из разряда о том, как курица учит уток летать. Вы знаете, что такое скорость 100 км/час для самолета? Это скорость ниочем, он только только получает воздушную опору под крыльями, поэтому рули могут отклоняться очень значительно! Руль высоты - в основном ВВЕРХ! Я это знаю на собственном опыте.
Вы пишете, что пилотов СибНИА запугали, и они бояться сказать правду, на самом деле пилотам, имеющим реальный опыт работы на планерах и самолете Вильга, выводы экспертов СибНИА не кажутся надуманными.
Я хочу, чтобы для Вас все ограничилось условным сроком. Снять с Вас обвинение может только тот факт, что Вы осматривали регулярно злополучный узел на каждой предполетной подготовке и можете ответственно заявить, что там никакой шпильки не торчало. Если узел осматривался нерегулярно, то могло быть всё что угодно.
Вы говорите, что пилоты СибНИА боятся говорить правду? А правда в том, что реальное развитие аварийной ситуации на борту воздушного судна может идти по самому неправдоподобному и неочевидному сценарию, в данном случае история с отказом управления является наиболее вероятной и доказуемой. Её опровергнуть может только Ваша твёрдая уверенность, что Вы осамтривали злополучный узел в день происшествия и обратили внимание отсутствие злополучной шпильки. Если Вы не помните, осматривали узел или нет, или твёрдо знаете, что не осматривали то опровергнуть версию с отказом Вы не можете.
Договор безвозмездных услуг заключается обязательно в письменном виде, но судья с высшим юридическим образованием про это забыла.
Должность зам начальника штатная значит должен быть приказ о приеме, но его тоже нет, как и выплат заработной платы, но этого тоже нет.
полной судмедэксперзиты пилота не было, хотя он еще в 2013 не мог уже летать, к полетам его тоже техник допустил? Справку о состоянии здоровья пилота тоже он подделал?
Веры в частные экспертизы уже давно нет, да и это якобы эксперты не знакомы с законами физики и здарового смысла.
А если залезть в материалы дела то очень много не состыковок будет.
Отпустите человека, он не виновен.
Вопрос в другом: кто допустил неподготовленного человека к обслуживанию данного самолета? И этот вопрос пока остается без ответа.
Нет