По крупицам восстанавливает заброшенный советский реактивный пассажирский самолет ТУ -104 жительница Новосибирска, доктор физико-математических наук Мария Карманова. В этом году девушка отметит своеобразный юбилей - в августе 2009 года она встретилась и уже не смогла расстаться с «тушкой».
В кресле пилота, бережно касаясь штурвала самолета, Мария рассказала «Курьер. Среда. Бердск» почему она решила реанимировать советского гиганта.
-С 2003 года я начала заниматься наукой, а годом позже - летать на конференции. С того времени и заинтересовалась самолетами. Узнала из интернета и от знакомых, что в Бердске есть самолет, в кабину которого можно попасть. Слышала, что это ТУ-104 — один из первых пассажирских реактивных самолетов в мире. У него была яркая история, как впечатляющих побед, так и, к сожалению, трагедий. Ведь в 1950-е годы только началось освоение реактивной эры пассажирских перевозок. Открытые вопросы в гражданской авиации были, - вспоминала Мария.
Как только девушка поднялась на борт железной птицы, то сразу поняла — самолет нужно восстанавливать. Состояние некогда популярной «тушки» было плачевным: на полу лежала куча мусора, 30 кг макулатуры и гора полугнилой одежды, панели в салоне были сломаны, а слой теплоизоляции пропитался сыростью и был далеко не в лучшем состоянии, а приборов, кресел пилота и пассажиров - не было.
Автор видео Марина Волкова
Чудом уцелел пульт управления автопилотом. Но средняя приборная доска зияла дырами - не было часов, указателей тахометров и термометров, а трехстрелочные моторные индикаторы были разбиты. На левой доске из родных приборов остались только термометр, указатель положения закрылков и приборы на кислородном щитке. Остальное — пришлось заменить или найти.
-Многое было разбито, а остального и вовсе не было, либо стояли приборы с самолета АН-2. С августа 2009 года я начала восстанавливать самолет. Кое-что нашлось на складе аэродрома «Бердск-Центральный». Например, указатель радиовысотомера и усилитель дистанционного гиромагнитного компаса, но многое пришлось покупать.Например, элементы комплекта системы слепой посадки "Материк": указатели, пульт, курсовой и глиссадный приемники. Эта система достаточно древняя, и, скорее всего, в настоящее время не используется. Что-то отдают даром. Многие продавцы, когда узнают чем я занимаюсь, делают огромную скидку, вплоть до 50 %, либо в подарок что-то кладут, - рассказывает Мария.
Девушка назвала чудом и штурвал, который ей подарил незнакомец. Осенью 2018 года мужчина написал Марии в Facebook, договорились о встрече. По случайному стечению обстоятельств, как раз в это время доктор наук летела на конференцию в Москву. Там ее и ждал штурвал. Как только девушка вернулась в Новосибирск, то первым делом поехала на аэродром Бердска, устанавливать редкую находку.
Автор видео Марина Волкова
За 10 лет Мария заручилась поддержкой единомышленников, которые вместе с ней восстанавливают самолет. Есть электронщики, авиатехники и просто любители самолетов. Мария мечтает, что когда-нибудь "тушка" взлетит в небо. Но ее ближайшая цель и вполне осуществимая, хоть и весьма финансово затратная — музей, в котором все работает.
-Конечно, интересно просто побывать на самолете, зайти в кабину пилота, но гораздо лучше, когда все «живое». Здесь практически все рабочие запчасти. Один из наших энтузиастов собрал источник питания. Будем обсуждать, что будем подключать в первую очередь, - поделилась планами с «Курьер. Среда. Бердск» Мария.
Она вспоминала, что 10 лет назад руководство аэродрома отнеслось к молодому ученому с недоверием. Но спустя время увидели, что самолет крохотными шагами возрождается и стали относиться с одобрением и поддержкой к стараниям девушки.
Упор на оригинальность
За время работы над «тушкой» девушка проделала огромную работу — практически восстановила приборные панели, вернула кресла пассажиров, приобрела оригинальное кресло пилота, единомышленники Марии загерметизировали остекление в кабине пилота,помогли избавиться от гнилой теплоизоляции. Приобретать растерянные элементы самолеты Марии не раз помогали неравнодушные к идеи посторонние люди, но в большинстве своем девушка собирала запчасти самолета по частям буквально по всей стране.
Так, кресло пилота в бердский ТУ-104 девушке привез единомышленник-энтузиаст из Рыбинска. Оригинальные пассажирские сидения туристского класса (эконом-класс - прим. ред.) 1950-х годов, ныне расположенные в первом классе ТУ-104, десяток оригинальных пассажирских сидений ТУ-104 — все это встало на свои место.
-Раньше в салоне первого класса стояли диванчики и крутящиеся кресла. А во втором салоне салоне были большие сидения по два в каждой стороне. Всего самолет был рассчитан на 70 пассажиров. Я старалась по максимуму сохранить оригинальную кожу кресла второго пилота, заменила сидение- родное где-то потерялось. А чехлы на кресла пришлось перешить, оригинальные были в ужасном состоянии. Два плафона нам подарили волонтеры из музея ВВС в Монино (Московская область - - прим. ред.). А этот — авиатехник аэродрома буквально собрал по кусочкам, - провела экскурсию по борту самолета Мария.
Пазл собирается
Девушка покупает детали самолета по всей стране. Например, продавец из Крыма выставил на продажу пакет с мелочевкой, в которой Мария разглядела раритетные лампы-кнопки с красными светофильтрами.Девушка обрадовалась и тут же выкупила запчасти, которые затем установила на верхний электрощиток. А определить родные места каждого светофильтра на щитке помогла научная деятельность.
- Дело в том, что в технической документации об этом не говорилось, но информация присутствовала в описании действий бортмеханика в руководстве по летной эксплуатации. Окончательную картину удалось воссоздать после подробного анализа этой информации. Я нашла бывшего пилота ТУ-104, он подарил мне руководство по эксплуатации самолета, благодаря этому удается восстанавливать самолет правильно с технической точки зрения, - отметила Мария.
Она помнит как устанавливала первый купленный прибор — высотомер, а затем на аэродроме нашлась и другая потерянная с приборной доски деталь. Но до этого доктор наук выгребла весь мусор со списанного самолета.
Автор видео Марина Волкова
Каждый год с весны по осень девушка и ее команда приводят «тушку» в первозданное состояние. На сезон 2019 года у девушки уже есть планы — установить источник питания, разработанный и изготовленный участником проекта по восстановлению самолета.
- Источник питания — это очень большая работы. Даже не для одного сезона. Будем с ребятами смотреть, что можно подключить. Возможно, подключим на «прием» радиостанцию или приемник. Посмотрим, что можно сделать со светом и коммуникациям. Есть динамики, их тоже нужно подключать. Поработаем над салоном: покрасим верхнюю панель в пассажирском салоне. Работы впереди еще много, но мы с ней справимся — уверена Мария.
Фонду по восстановлению железной птицы быть
Как сообщил "Курьер. Среда. Бердск" начальник новосибирского авиационного спортивного клуба ДОСААФ РФ Владимир Горбунов, буквально месяц назад руководство аэроклоба приняло решение о создании фонда для восстановления самолета.
- Мы с пониманием относимся к благородной идее Марии Кармановой. Посовещались и решили создать фонд по восстановлению машины. Все неравнодушные могут помочь восстановить ТУ-104, - сообщил "Курьер. среда. Бердск" Владимир Горубнов сегодня, 22 февраля.
Справка:
Ту-104А стоит на аэродроме «Бердск-Центральный» уже 40 лет. После того как «тушку» в аэропорте «Толмачево» списали, руководство аэродрома добилось, чтобы самолет перегнали на аэродром «Бердск-Центральный». Самолет использовали как учебный класс для планеристов. После - в качестве склада для парашютов. В 90-х разграбленный ТУ-104 оставили доживать свой век под небом аэродрома.
Редакция, может вам стоит найти эксперта, который бы оценил техническое состояние самолёта. До какого состояние его можно довести (лётное или только музейный экспонат)
Мария Карманова Алексею
Алексей, добрый вечер! Там сейчас нет двигателей, так что, запускать нечего Да и если бы были, то куча разного рода экспертиз и согласований понадобится... так что, речь об этом не идёт, во всяком случае, пока :)
По поводу светомассы - все «рыжие», да и не только они, приборы у нас целые, разбитых уже нет :)
1 на чьем балансе стоит 40 тонн дорогой железяки
2 на каком основании (документально) данная девица занимается меценатством? (Ведь есть небольшая лазейка "законная", кто восстанавливает, тот и "танцует") и не случится так, что "хозяин" этого "борта" уже определен?
3 и если уж это все так "прозрачно" и все так "радужно", то почему к восстановлению не привлекать например Авиационно технический колледж или Колледж им. Покрышкина и ect.
4 пункт третий наводит на мысли, что "борт" явно уже обрел "хозяина"
5 следуя этим пунктам решение о создании фонда выглядит как очередное выкачивание денег с обычных граждан, которые надеются на что то светлое.....
Лишь бы не разграбили, надеюсь теперь он под надежной охраной....
Успехов.
Главное: не слушай брюзжание всяких неадекватов