Во время Дня книги 3 февраля в ДК «Родина» на вопросы бердчан ответил писатель, автор текстов для Тотального диктанта-2019 Павел Басинский.
О Тотальном диктанте
Многие вопросы аудитории были о предстоящем Тотальном диктанте, для которого Павел Басинский написал четыре текста.
— Когда организаторы Тотального диктанта предложили мне написать тексты в детективном ключе, я, конечно, согласился, ведь это большая честь, но испугался, потому что раньше не писал ничего подобного. Тогда я придумал, что это будут эссе, посвященные хрестоматийным сюжетам русской классики. Первый диктант, который будет зачитан на Дальнем Востоке, написан об убийстве Моцарта Сальери; второй текст для Сибири – о криминальной схеме «Мёртвых душ»; третий – о моей любимой пьесе Горького «На дне»; четвёртый будет посвящён Толстому, — рассказал писатель.
Павел Басинский — российский писатель, литературовед и литературный критик. Автор наиболее полной неподцензурной биографии Максима Горького, изданной в 2005 году. Автор отмеченных различными наградами книг «Лев Толстой: бегство из рая» и «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды». В 2018 году вышел фильм режиссёра Авдотьи Смирновой «История одного назначения», основой к которому послужила одна из глав его книги. Работа была отмечена премией «Золотой орёл» за лучший сценарий.
Горький – великий мастер или политический протеже?
Как специалисту по Горькому Павлу Басинскому задали вопрос об актуальности этого писателя в нынешнее время.
— К Горькому и при жизни, и после смерти относились совершенно по-разному, — ответил Павел Валерьевич. — Он пережил период невероятной славы в молодости, которая сопровождала его практически всю жизнь, а в советское время был объявлен основоположником соцреализма и по сути канонизирован. Долгое время он воспринимался как писатель официозный, насаждаемый. Это вызывало отторжение, ему противопоставляли Солженицына, Пастернака, Бунина. Потом началась перестройка, и его стали хоронить. Но без Горького нельзя представить Серебряный век, он его ключевая фигура, он основоположник советской культуры и, конечно, огромный писатель.
Сейчас происходят другие вещи. В прошлом году было 150 лет со дня его рождения, и вдруг появился неожиданный, невероятный интерес к его фигуре. Ему простили всё! Горький наших современников интересует даже не столько как писатель, сколько как общественно-политический деятель, потому что наша творческая интеллигенция ищет язык нового диалога с властью. В этом плане Горький был медиумом между властью и интеллигенцией, на него стали смотреть и изучать его опыт.
О чистоте русского языка
Традиционный для литературных встреч вопрос о чистоте русского языка, конечно, прозвучал и на этот раз.
— Языком очень трудно управлять, это живой организм, и если туда вторгаются иностранные слова, неологизмы или жаргонизмы, то они либо там останутся, либо уйдут, — поделился своим мнением Басинский. — Смотрите, одно время охранников пытались называть секьюрити, но не прижилось. Я считаю, что если иностранное слово можно заменить русским без потери смысла и богатства его значения, то нужно стараться использовать русское слово. Но, понимаете, появляются новые технологии, Интернет… Все языки в мире меняются, но с русским всё будет нормально, это настолько сильный язык, что он не испортится до такой степени, как мы боимся.
Что почитать?
Кроме этого Павел Басинский назвал несколько современных писателей, которых стоит почитать.
— Очень трудно сейчас советовать, что почитать. В 60-е, 70-е, 80-е годы были произведения, которые должен был прочитать всякий интеллигентный человек. Например, выходила новая книга Валентина Распутина или Чингиза Айтматова… И дальше люди могли общаться об этих книгах. А сейчас, собираются два ровесника с одинаковым образованием, общим кругом знакомых и примерно одинаковым образом жизни – казалось бы, это должно определять их вкусы, но вот они начинают говорить о какой-то новой книге Пелевина или Водолазкина. Один заявляет, что это потрясающий роман, а второй – что это невозможно читать. Я всё время с этим сталкиваюсь.
Это объясняется тем, что у нас нет общественного договора вокруг литературы, театра и кино. Поэтому я могу только сказать, что понравилось лично мне из последнего прочитанного: «Прыжок в длину» Ольги Славниковой, «Брисбен» Евгения Водолазкина. Мне нравится Роман Сенчин, но он очень много пишет, одна из пяти вещей бывает очень сильная, например, повесть «Зона затопления» или сборник «Чего же вы хотите?», — перечислил писатель.
Сталин и Путин
Кого можно назвать героем нашего времени, и почему современная литература обращена преимущественно в историю?
— Читатели часто спрашивают, почему очень мало современной литературы о современности? Где он, герой нашего времени? Ведь в XIX веке все писали о современности, — рассуждает автор.
— Я думаю, что это происходит потому, что люди раньше жили будущим, их очень интересовало будущее, они смотрели в завтра: произойдёт революция, будет коммунизм или ещё что-то. А если представить нашу современность в виде дома, то одна стена – в будущее — у него глухая, а в другой, направленной в прошлое, есть дверь или окно. Мы будущего боимся, оно для нас закрыто. Так герой нашего времени – это Сталин, о нём пишут множество книг, он постоянно присутствует в нашей жизни. Он после Путина самый реальный политик.
Нужна ли цензура?
Замглавы Бердска Сергей Носов пожаловался на то, что и как пишут СМИ, и поинтересовался мнением Павла Басинского, не пора ли нам вернуть цензуру.
— Цензура – это очень интересная тема, — улыбнулся писатель, — ведь когда говорят, что это ужасно, есть один простой аргумент против: наша самая великая литература реализовалась в условиях жесточайшей цензуры.
Безусловно, писатели XIX века относились к цензуре очень плохо. При этом свобода обладает не то что своими недостатками, но своими соблазнами и искушениями.
Если человек сидит в тюрьме, он не пьёт, не курит, не блудит и не играет в азартные игры, но это не значит, что сидеть в тюрьме хорошо. Так же происходит и с культурой.
В литературе сейчас цензуры нет, это точно. Не явная, но косвенная цензура есть на телевидении, в газетах, в театре и кино. Идеальная ситуация – когда художник сам себе является цензором.
Если вы говорите про газеты, то давайте вообще перестанем их ругать. Это культура, которая умирает, её завтра не будет. Великая культура, которую создал Ришелье с Людовиком в XVII веке, которая очень много дала… Поэтому давайте скорее говорить про Интернет, порталы и блоги. Но с Интернетом вы не сделаете ничего, это поле безграничной свободы, это новая цивилизация, в которой нам жить.
Фото автора
Источник: svidetel24.info