Музей Мировой погребальной культуры расположен на территории новосибирского крематория. Поражает ухоженная и просторная территория. После городских пробок приятно прогуляться среди сосен и подумать о вечном.
Музей, основанный Сергеем Якушиным, официально работает с 2012 года. В двух огромных залах экспонаты повествуют о погребальной культуре и похоронных традициях разных стран. Темные стены, траурная процессия, гробы и надгробия настраивают на мистический лад.
Траур длиною в 40 лет
Как рассказал «Курьер. Среда. Бердск» экскурсовод Антон Ломакин, одна из экспозиций посвящена английской королеве Виктории - иконе стиля своего времени.
Воспитывалась она в религиозной семье, и родители ограничивали круг ее общения: до совершеннолетия она мало контактировала со сверстниками, и каждый час принцессы был посвящен учебным занятиям. Замуж она вышла по любви, причем предложение жениху сделала сама, что было редкостью в королевских семьях. Интересный факт: именно она первая надела белое свадебное платье. До этого принцессы выходили замуж, например, в горностаевых шубах. Но семейное счастье было недолгим. Принц Альберт скончался после поездки в Германию.
После его смерти королева распорядилась, чтобы комната любимого супруга оставалась неизменной. В нее продолжали приносить лекарства и кувшины с водой, создавая иллюзию, что он живой. Ведь королева, как и все протестанты, верила: рай - это место встречи, и однажды она воссоединится на небесах с Альбертом.
В 1861 году в Англии начался самый длинный траур, он длился 40 лет. Были отменены все увеселительные мероприятия и рауты при дворе. Отныне придворным надлежало одеваться в черную одежду.
Сердце хранили в вазе
Похороны знатного человека в 19 веке проходили в три этапа: демонстрация тела в замке скорби, траурная процессия и погребение тела.
Замок скорби - европейская традиция оформления большой залы поместья или особняка, где находится гроб до погребения. Это черный навес, украшенный серебряными нитями, если хоронят дворянина, золотистые, если прощаются с королем или членом королевской семьи. Гроб ставили под углом, чтобы можно было видеть лицо умершего уже с порога залы.
В музее воссоздан замок скорби английского адмирала. Представлены предметы, отражающие его причастность к офицерскому корпусу - это оружие, подушечка с орденами и рыцарская ваза.
Традиция, популярная у австрийских Габсбургов: сердце извлекали из тела и бальзамировали. Рыцарскую вазу могли завещать потомкам для хранения в семейном склепе. Они считали, что если это офицер или король, то это сердце сильного человека и достойно отдельного уважения. Также, если человек умирал вдали от дома, но не было возможности перевезти тело, именно сердце доставляли на родину.
Позвони в колокольчик, если жив
Похороны в прошлые века и сейчас невозможно представить без венков. Его значение в разные времена менялось. В античное время он был головным убором чемпионов олимпийских игр, в ходе христианизации он стал символом страдания Иисуса. Венок из роз символизировал кончину от тяжелой болезни, венок из плюща мог возложить на могилу близкий друг.
Семье усопшего в знак почтения дарили серебряные венки, которые впоследствии переплавляли или сдавали в ломбард, а вырученные деньги могли пойти на оплату похорон.
Как отмечает экскурсовод, интересна традиция безопасного гроба, появившаяся в 19 веке.
Люди ужасно боялись быть погребенными заживо, и умельцы придумали делать в гробу отверстие, в которое вставлялась веревочка. Она шла наверх к язычку колокольчика, и, если умерший человек вдруг оказывался жив, мог позвонить и тем самым сообщить о погребении заживо. Такие колокольчики зачастую срабатывали ложно под воздействием ветра.
Музейные надгробия 19 века отличает тот факт, что не все они имеют даты рождения и смерти. На некоторых даже не указаны имя и фамилия похороненного.
Один из новых экспонатов музея погребальной культуры - детское надгробие начала 20 века, привезенное из республики Коми. Оно долгое время использовалось как корыто.
Кирпич первого крематория Предание тела огню имеет античное происхождение. Вспоминается миф о Геракле, который после 12 подвигов поднялся на костер и за это был удостоен восхождения на Олимп.
По словам Антона Ломакина, одна из задач музея - развенчание мифов о кремации. Дело в том, что во второй половине 19 века в Европе закончились места на кладбище. В связи с этим начали активно строить крематории. В музее хранится кирпич первого крематория из Милана, датируемого 1876 годом.
Температура современного кремационного оборудования составляет 800-1200 градусов. Около часа горит тело, 1,5 часа - умершего от онкологического заболевания. Перед процедурой извлекаются кардиостимуляторы и силикон, так как они взрывоопасны.
Розовые траурные письма
Вопреки распространенному мнению, прах представляет гранулы, которые не так просто развеять над морем, как показывают в фильмах. Частичку праха можно хранить дома в мини-урне. В музее собраны десятки урн 19 века и современные модели.
Второй зал рассказывает о похоронных обычаях разных народов. По китайскому обряду, когда умирает человек, на похоронах сжигают деньги с изображением императора загробного мира. Считается, что дав ему взятку, человек может рассчитывать на приятную участь в загробном мире.
В Китае смерть ассоциируется с белым цветом, поэтому траурные письма белые, а если умершему более 60 лет, то розовые.
Погребальный обычай в Индии представляет сжигание тела на погребальном костре из сандалового дерева или коровьих лепешек, если у семьи нет денег на покупку дров. Потом размолачивали кости умершего, чтобы душа не застряла в бренном мире, затем прах индуса развеивается над священной рекой Ганг. Течение воды для индуса олицетворяет течение времени, вода уносит душу на перерождение в круге сансары.
Мотокатафалк и карета
Гробы в современном мире, если судить по экспозиции во втором зале музея, могут быть самыми разнообразными: от традиционных прямоугольных до гроба виде бутылки водки или гламурного гроба с розовыми перьями.
В музее погребальной культуры также представлен мультимедийный гроб. На дисплее, вмонтированном в крышку такого гроба, демонстрируются фотографии умершего, в это время под музыку звучат слова соболезнования.
В новосибирском музее слайд-шоу посвящено известному байкеру Дмитрию Медведеву, который разбился четыре года назад на Бердском шоссе. Ему не было и 30 лет. Здесь же можно увидеть мотокатафалк, сделанный специально для байкерских траурных процессий.
Помимо автокатафалков в экспозиции присутствует карета в стиле XIX века: как и любой из ретро-катафалков, ее можно заказать для похоронного шествия.
Два часа экскурсии пролетели на одном дыхании. Погребальная культура разных стран иногда странная, местами жутковатая, но однозначно интересная. Ужасно интересная!