Июль 2018
M T W T F S S
« Jun   Aug »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

ОНФ: В школах не хватает учителей

Фронтовики выяснили, что есть дефицит в математиках и преподавателях иностранного и русского языков.

7 коммент.
 
ОНФ: В школах не хватает учителей

В школах Бердска тоже не хватает педагогов

Российские школы сегодня испытывают нехватку учителей математики, иностранного и русского языков, а также начального образования. Почти половина педагогов из более трех тысяч опрошенных сообщают о нехватке в их школе одного или нескольких учителей-предметников. Несмотря на то что все ставки формально заняты, один человек может преподавать совершенно разные предметы. Это показал мониторинг, проведенный экспертами ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования».

«Российская школа непрерывно занимается латанием кадровых дыр, – считает член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу».

Так, 39% педагогов сообщают о нехватке в их школе учителей по иностранному языку, 30% – по русскому языку и литературе, 26% – начального образования. О том, что приходится работать в условиях дефицита учителей алгебры, геометрии, начального анализа, сообщают четверо из десяти педагогов.

«В результате получается, что учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе, – пояснила Духанина. – А ведь математика закладывает основы логического мышления, развивает пространственное воображение и навыки стратегического планирования, а пробелы, которые образовались в пятом классе, неизбежно скажутся в старших классах».

О дефиците учителей математики в ходе круглого стола «Зарплата и нагрузка учителя», состоявшегося 6 июля 2018 г. на площадке Народного фронта, говорила и директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Она отметила, что в сложившихся условиях заниматься цифровизацией школ будет просто некому.

В сельских школах дефицит предметников ощущается еще острее. Об этом сообщают более половины опрошенных педагогов. По их словам, больше всего не хватает учителей по математике, физике, русскому языку и химии.

Также в российских школах сохраняются проблемы повышения среднего возраста учительского корпуса, сокращения общей численности учителей, острой нехватки молодых кадров. Педагоги пишут: «В начальной школе – проблема с кадрами. Учителя увольняются в течение года, приходится их заменять. Проводишь пять уроков в одну смену, пять – в другую. А дома тебя еще ждут тетради, которые нужно проверить» (г. Ульяновск); «2/3 учителей – пенсионеры, но вынуждены работать, так как их некем заменить, да и на одну пенсию не прожить» (г. Великий Новгород); «Огромная нагрузка, нет возможности полноценно отдохнуть после рабочего дня, отказаться от нагрузки тоже возможности нет, так как не хватает учителей в школе» (г. Иваново); «Большая нагрузка из-за нехватки кадров и низкой оплаты за одну ставку» (г. Златоуст, Челябинская область).

Учителя также сообщают о случаях, когда формально ставки закрыты, но предметы на должном уровне не ведутся: «В начальной школе один учитель ведет одновременно физкультуру и музыку» (с. Домна, Забайкальский край); «Из-за нехватки часов по профилю догружают часами домашнего обучения не по профилю, например информатик ведет историю, биологию» (с. Манчаж, Свердловская область).

Ранее опрос более двух тысяч учащихся в возрасте от 13 до 18 лет, проведенный ОНФ совместно с фондом «Национальные ресурсы образования», показал, что каждый третий школьник считает, что ему не хватает глубоких знаний по предметам, чтобы стать успешным после окончания школы. Многие учащиеся связали это с недостаточным профессионализмом учителей.

Проблема с предметным преподаванием – далеко не единственная для российской школы. Многие педагоги также не владеют достаточным объемом знаний в области воспитания. Таковы результаты еще одного мониторинга ОНФ «Воспитательная деятельность в образовательных организациях», проведенного в мае 2018 г. при участии более тысячи педагогов, 450 из которых – школьные учителя. Почти треть респондентов признались, что в их образовательной организации воспитательная работа ведется «для галочки».

В части воспитания некоторые и вовсе полагаются только на семью или близкий круг общения ребенка. 73% педагогов сообщили, что для решения ряда проблем, связанных с воспитанием, им требуются дополнительная информация, консультация или помощь. При этом почти 14% не обсуждают их с коллегами: не хватает времени или доверия. В 2017 г. в ходе опроса ОНФ более половины из 600 учителей признались, что владеют лишь отдельными приемами реализации современных образовательных стандартов, а в целом все преподают как раньше.

«Сегодня возникла необходимость коренных изменений кадровой политики в сфере образования. Без этого будет невозможно выполнить пункт «майского указа» президента РФ о выведении российской школы в десятку лучших, – отметила Духанина. – Одним из инструментов решения этой проблемы должна стать национальная система учительского роста, введение которой обсуждается уже несколько лет. При этом как в образовательном стандарте есть требования к условиям образования, так и в национальной системе учительского роста должны быть предусмотрены требования к той среде, в которой работает учитель».

По ее словам, важно, чтобы эти требования – по количеству времени, отводимому на методическую работу, по наличию профильной литературы, по возможности проходить эффективные курсы повышения квалификации – были обязательными для исполнения органами управления образованием.

«Сложно ждать от педагога методического роста, если он вынужден вести непрофильные предметы, работая при этом на полторы-две ставки. При этом необходимо следить за тем, чтобы внедрение системы не привело к автоматическому увеличению бюрократической нагрузки учителя. Иначе вместо помощи будет оказываться дополнительное давление», – заключила Духанина.

Источник: ОНФ


Похожие записи

Организации:

Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.

(7) Комментариев

  1. В восторге от поколения ЕГЭ

    Ой, ну зайки. Они проснулись и внезапно увидели. Таки пенсионеры, кому за 75, собрались домой к началу учебного года потому как задрало. Молодежь так и не пришла. Но заранее это не прогнозировалось что вы, что вы.

    Цифровизацией школ будет некому заниматься, вот беда так беда. Уже некому таблицей умножения заниматься. И простую арифметику детям дать, да чтобы от слова «процент» голову в песок не прятали, а при виде синуса с логарифмом в тайгу не бежали.

    А те учителя, которые готовы бы дать материал, так плотно опекаются чадолюбивыми родителями, что вдох-выдох по расписанию, чтобы деточку не расстроить. Потому что математика — это точность и требовательность к себе и науке. Она иногда по лбу щелкает и подножки ставит. А дети от этого расстраиваются. Баланс между не расстроить деточку и научить математике — это для эквилибристов, а их нет — они в цирковое все ушли.

    Thumb up 15 Thumb down 1

  2. Зачем развивать образование в стране? Ведь тогда будет очень сложно объяснить гражданам, что лечение молитвой и подорожником — крайне эффективно..)

    Thumb up 6 Thumb down 0

  3. Платить надо учителям больше, тогда и дефицита в кадрах не будет. И к ученикам более жесткое и строгое отношение надо вводить. Я классной своего сорванца говорю, что бы по жесче с ним, а будет выступать, что бы мне сообщала, я с ним проведу допбеседу.

    Thumb up 9 Thumb down 3

  4. И воспитатели в детские сады в очередь не выстраиваются… К сожалению((

    Thumb up 2 Thumb down 0

  5. В статье газеты в целом правильно подняты проблемы педагогов в школе, то есть переработка, совмещение предметов, низкая оплата труда особенно молодых учителей, влияние гаджитов на учеников, переполненые классы, усложнение программы обучения , в разных школах учат по разным учебникам одни и те же предметы и тд.
    Плохо, что руководители от образования ничего не делают для измерения ситуации!

    Thumb up 3 Thumb down 0

  6. А я от молодого учителя слышала, что пед.состав школ выживает молодых учителей! По причине того, что у них заберут доп.ставки и они будут получать копейки ]:->

    Thumb up 2 Thumb down 0

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".

Ознакомьтесь с правилами комментирования

Новости компаний

Все новости компаний