Школы лишись учебника по русскому языку

Педагоги просят Министерство образования пересмотреть порядок утверждения федерального перечня учебных пособий.

Школы лишись учебника по русскому языку
Исключение учебников из перечня влечет за собой запрет на их использование в учебном процессе

«Ассоциация учителей литературы и русского языка» направила два письма министру образования и науки России Ольге Васильевой. В первом глава исполкома ассоциации Роман Дощинский сообщает, что из-за ошибочного и абсолютно формального решения министерства школы лишились хороших учебников по русскому языку, во втором — по литературе.

В первом письме отмечается, что в результате решения Минобрнауки от 2014 года из федерального перечня была исключена одна из лучших линеек учебников по русскому языку с 5-го по 11-й классы авторства лауреатов премии правительства РФ в области образования Светланы и Валентина Львовых. И хотя в их защиту было написано 1,5 тыс. писем от учителей, родителей и учащихся, голос общественности услышан не был.

— Одно из главных достоинств этой линии учебников в том, что они отражают результаты серьезного многолетнего педагогического эксперимента, проходившего в условиях тесного сотрудничества авторов-ученых и учителей-практиков. Эти подходы нашли отражение в образовательных стандартах по предмету и были развиты в усовершенствованных изданиях учебников, которые с 2004 по 2014 год входили в федеральный перечень, — рассказал «Известиям» Роман Дощинский.

За эти годы учебники прошли широкую апробацию практически во всех регионах страны и приобрели репутацию одного из лучших учебных комплектов по предмету. Но несмотря на востребованность и высокую оценку профессионалов, в 2014 году книги не вошли в федеральный перечень.

— Мне непонятно, почему так произошло, — поделилась с «Известиями» учитель русского языка и литературы МБОУ «Элистинский лицей» Елена Манджиева. — Особенно много внимания в этом учебно-методическом комплексе уделялось развитию речи. Сегодня не только дети, но и взрослые плохо говорят по-русски. Я бы вообще распространила программу развития речи на все классы — с первого по 11-й. Жаль, что такого пособия у нас больше нет.

Впрочем, это не единственный зарекомендовавший себя учебник, который исчез из федерального перечня. Учителя литературы московской школы № 57 Надежду Шапиро, например, огорчило исключение из перечня учебника под редакцией Г.Г. Граник.

— Не могу согласиться с тем, что учебник Львовых был лучшим. Но многим он нравился. Считаю, что разнообразие учебных пособий — это хорошо, а сокращение их числа считаю неправильным, — сказала она.

В пресс-службе Минобрнауки по поводу ситуации с учебниками под редакцией Львовых «Известиям» сообщили: «Федеральный перечень учебников сформирован в соответствии с порядком формирования федерального перечня учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года№ 1047)».

Похожая ситуация сложилась и с учебниками по литературе. О них речь идет во втором письме ассоциации министру образования. Это исключенные в 2014 году из федерального перечня учебники издательства «Мнемозина»: учебно-методический комплекс (УМК) под редакцией Г.И. Беленького, учебники для 10–11 классов, написанные преподавателями филологического факультета МГУ М.М. Голубковым и Е.Б. Скороспеловой, издания преподавателей РГПУ имени Герцена Г.Н. Ионина, Т.Г. Браже, Т.В. Мальцевой, Л.М. Лотмана, Е.С. Роговера, Н.Н. Скатова и др.

Пресс-служба министерства в ответ на запрос «Известий» сообщила: «Учебники ООО «ИОЦ Мнемозина» по решению научно-методического совета по учебникам Минобрнауки России не были включены в федеральный перечень учебников, так как материалы от издательства поступили после установленного пунктом 22 порядка срока (протокол заседания совета от 28 февраля 2014 года № ДЛ-10/08пр)».

Федеральный перечень формирует научно-методический совет по учебникам под председательством министра образования на основании положительных экспертных заключений не реже чем раз в три года. Однако последнее такое заседание под руководством еще прежнего министра Дмитрия Ливанова прошло в 2014 году. Но затем было решено продлить срок действия принятых тогда документов еще на два года, до пяти лет.

Во-первых, потому, что нормативный срок хранения учебника в школьной библиотеке составляет пять лет. Во-вторых, сейчас идет процесс внесения изменений в федеральные образовательные стандарты, и пока он не закончился, перечень учебников лишний раз решили не пересматривать.

Непопадание учебника в перечень означает, что де-факто его не будет в большинстве российских школ.

— Перечень является руководством к действию в части закупок учебных пособий на госсредства, — пояснил Роман Дощинский. — Трудно представить, чтобы какая-то государственная школа изыскала дополнительные, внебюджетные источники для закупки того, чего в перечне нет. Они могут остаться где-то в частных школах, но как массового пособия их уже не будет.

По ныне действующим правилам каждые три года (а теперь пять лет) учебники в перечне должны заново проходить процедуру утверждения. Подавать документы на включение пособий в перечень должны либо авторы, либо издательства, то есть правообладатели. Недостаток такой системы очевиден — каким бы хорошим ни было ранее уже включенное в перечень учебное пособие, если документы на его повторное включение не будут поданы своевременно и с соблюдением всех предусмотренных формальностей, оно автоматически будет исключено из перечня при его переутверждении.

Исключение учебников из перечня влечет за собой запрет на их использование в учебном процессе. А это значит, что педагоги должны отказаться от всех своих планов уроков, методических разработок, построенных на основе этих учебников, и заново разрабатывать всё это на основе других, включенных в перечень, пособий. Если гипотетически предположить, что при очередном утверждении перечня не будут поданы документы вообще ни на одно пособие, то по действующим правилам окажется, что в стране не будет ни одного учебника, разрешенного для использования в школах.

Больше всего педагогов тревожит излишняя формализация этого процесса. Так, единственной причиной невключения в список ряда уже зарекомендовавших себя учебников стало то, что документы на их включение в перечень поступили после установленного порядком срока (после 15 февраля 2014 года). Де-факто такая процедура отсекает школьников от действительно хороших учебников, о которых положительно отзываются большинство профессионалов.

Роман Дощинский считает абсурдной ситуацию, когда главным критерием для включения учебника в перечень является не его качество, не то, нравится он учителям и школьникам или нет, а лишь соблюдение сроков и правил оформления заявки на включение.

Решение проблемы, пусть даже не сейчас, но во время нового рассмотрения перечня, специалист видит в создании некой площадки под руководством министра образования, на которой представители министерства, педагогической общественности, издательств с участием экспертов могли бы сначала договориться о том, какие учебники действительно нужны нашим детям, прийти к определенному консенсусу. А формирование перечня учебников осуществлялось бы уже с учетом сформированной этим коллективным органом позиции.

Мнение читателей
0
0
0
0
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

Главное — сроки выдержать?

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования