Спорных потому, что, как и у любого популярного явления, у ментальной арифметики нашлись как ярые поклонники и фанаты, так и противники. Одни уверяют родителей, что методика устного счета - едва ли не основа основ в математике, другие - что ментальная арифметика лишает детей фантазии и логического мышления. Мы попытались разобраться, кто же прав?
Что такое ментальная арифметика?
Собственно ментальная арифметика, как дополнительная система образования детей, насчитывает около 20-ти лет, но система счета, на которой она основана - около двух с половиной тысячелетий. Все операции производятся с помощью древнего, как сама арифметика, устройства – абака.
Абак - это простые деревянные счеты, близкие родственники наших российских, но служившие еще древним грекам, римлянам и китайским мудрецам с V века до нашей эры.
Если коротко, суть современной методики сводится к тому, чтобы научить малыша пользоваться абаком двумя руками враз, а потом на поздних этапах обучения «перенести» эти операции в плоскость воображения, то есть, научить ребенка двигать костяшки воображаемых счетов. Но все это выглядит так просто только на первый взгляд.
- Постичь методику счета не так то просто! - уверяет Наталья Тримасова, руководитель Центра ментальной арифметики «SmartyKids». - И чем позднее за нее взяться, тем сложнее. Поэтому мы и приглашаем детей уже с четырех лет. Как известно, этот возраст признан сензитивным для многих «наук» - от иностранных языков, до музыкального образования. Устный счет - тоже в этом списке.
Что же такого ментальная арифметика дает, чего не может дать калькулятор?
Это, кстати, один из главных аргументов противников «менталки». Мол, считать не так уж важно, куда важнее понимать логику и суть математических явлений и операций, постигать их красоту и сложность… Подождите, в четыре года? В четыре года постигать логику математических явлений и алгоритмов решения задач? В то же время, в этом возрасте можно (читай - нужно) заложить в сознание ребенка те основы математического мышления, которые позже позволят ему колоть, как орехи уже и сложные логические построения.
1) Концентрация внимания - это, наверное, первое, чему обучается ребенок на занятиях ментальной арифметикой. Ведь в течение всего занятия (от 60 минут до двух часов с возрастом) все внимание учеников концентрируется на абаке и счетных косточках.
2) Усердие и усидчивость - ментальная арифметика подразумевает и домашние задания, а родители на первых порах могут помогать ребенку привыкнуть к своим «обязанностям».
3) Любознательность и интерес к математике в целом прививается уже на первых занятиях благодаря простому принципу - конкретный результат своих конкретных действий ребенок видит сразу же.
4) Оперативная память - прямо как в компьютере. Тем, кто не сильно знаком с двоичным кодом, на котором основана вся современная информатика, поясним просто: чем больше цифр в один ряд помещается в памяти, тем больший объем информации эта память может пропускать.
Даст вашему ребенку все эти навыки и умения использование счетной машинки, производящей все операции вместо него?
- Занятия ментальной арифметикой стимулируют развитие у ребенка коры передней доли головного мозга, - поясняет Наталья. - Именно с помощью нее мы контролируем и фокусируем любые свои действия. Этой частью мозга мы думаем, что говорим или делаем до того, как мы это говорим или делаем. Здесь же находится «центр на собственных ошибках» - его хорошая работа поможет не совершать одну и ту же ошибку снова и снова. Здесь формируется устойчивое внимание человека и сосредоточенность на важной информации, эмоции и переживания, способность действовать продуманно и последовательно.
«Модный приговор»
Бесспорно, отчасти правы обе стороны - и поддерживающие ментальную арифметику и те, кто выступает резко против нее. Но впадать в крайности - худшее, что можно в этой ситуации сделать. На самом деле необходимо понимать, что занятия устным счетом не исключают других курсов, а многие педагоги, как например, в Центре ментальной арифметики «SmartyKids», наоборот рекомендуют заниматься параллельно ментальной арифметике еще чем-нибудь. А при повышенной умственной нагрузке советуют добавлять в круг интересов ребенка спорт и физические нагрузки.
Да, отчасти ментальная арифметика - это модное направление, как, в свое время, методика Монтессори, - соглашается Наталья Тримасова - Но ведь «модно» - совершенно не всегда значит «плохо». Наши детки значительно опережают своих сверстников в школьной программе по математическим дисциплинам, побеждают в олимпиадах и тестах. Учителя в них души не чают, а родители уже строят планы на поступление в престижные вузы. О чем-то это говорит.
Центр ментальной арифметики «SmartyKids» расположен в Бердске по адресу: ул. Ленина, 100 (школа «Экология и Диалектика»), телефон: +7-913-718-90-25
ВКонтакте - vk.com/abacusnsk
Инстаграм: smartykids_nsk
На правах рекламы