От фирм, работающих на рынке установки пластиковых окон, приходят сообщения о новом способе обмана населения. В редакцию «Курьер. Среда. Бердск» обратился представитель одной из них, пожелавший не называть компанию, а также свое имя. Бердчанин рассказал, что ему самому звонили уже дважды, а жалобы обманутых жителей города к ним в контору поступают едва ли каждый день. Способ наживы приобретает массовое явление.
Схема аферы довольно проста. Вам поступает звонок якобы из бердской фирмы, занимающейся пластиковыми окнами. Они называют вас по имени-отчеству, вежливо общаются, осведомляются о том, истек ли у ваших окон гарантийный срок, а затем любезно предлагают провести бесплатный сервис. Но есть один момент: фирма на самом деле не та, за кого себя выдает, а ничего бесплатного, как известно, не бывает. К сожалению, часто это выясняется уже после «безвозмездной оконной диагностики».
- Говорят: давайте мы приедем, проведем бесплатное обслуживание, если что-то нужно — отремонтируем. А после диагностики начинают предлагать ценники. Начинается все с регулировки. Смотрят на окно, и говорят: ой, у вас тут резинка очень плохая, надо менять, чтобы не дуло из окна. И ручку мы вам хорошую поставим, «немецкую», за 850 рублей. Они говорят: бесплатный сервис. Приехали, сказали, как у вас все хорошо, и уехали — такого, конечно, нет. Смысл зайти, и начинать уже свою психологическую обработку. Например, к нам в фирму 20 октября звонят и рассказывают: бабушку нашу на 8000 рублей обманули. Еще до меня доходил случай — за замену резины на двух окнах взяли 5000. А у нее себестоимость — грубо говоря, 100 рублей. В общем, неадекватно завышаются цены, — возмущается представитель оконщиков, решивший поднять проблему на условиях конфиденциальности.
После последнего случая выяснилось, что за свои услуги предприимчивые ребята даже выписывают чеки.
- Бабушка говорит, ей дали чеки на эту сумму. Проблема в том, что она завышена многократно. То есть опять же наживаются на пенсионерах, на самой беззащитной категории. Не знаю, выносят ли они вещи. Но думаю, что нет: а зачем, когда бабушка 8000 сама отдаст? - размышляет предприниматель.
Бердчанин говорит, что звонки поступают как на сотовые, так и на городские номера. Никакой выборки не делается: звонят всем подряд. При этом предприниматель уверен, что их база клиентов взлому не подвергалась:
- Видимо, городской телефонный справочник давно в сети. И база МТС тоже, наверное, взломана.
Светлана Петрова из оконной компании «Магистраль» с подобными случаями «обслуживания окон» сталкивается постоянно уже в течение года. Она также недоумевает, откуда мошенники взяли базу клиентов: ведь в «Магистрали» ее попросту нет.
- У меня такое предположение, что взломали рабочий телефон. Вернее, взяли детализацию звонков за последние два года. Потому что нашим клиентам в основном звонят именно на сотовые, а не на домашние. И чаще всего говорят, что это мы дали телефон. Доходит до того, что клиентов уверяют в том, что наша компания вообще уже закрылась. Когда звонят, они уже откуда-то знают, что за компания ставила окна, и представляются: мы от компании «Магистраль», предлагаем бесплатное обслуживание. А когда приходят, выставляют бешеные ценники. Но интересно еще то, ни разу за все время не попадали на кого-то из руководства фирмы. А звонят в основном клиентам, установившим окна в пределах двух лет, наверное думают, что могла истечь гарантия, - рассуждает Светлана Сергеевна.
Она рассказала, что только за весну 2016 года в «Магистраль» с такой проблемой обратилось человек 30, много случаев было прошлой осенью. По ее словам, некоторые бдительные клиенты, которые уже не раз пользовались услугами их компании, сразу перезванивают, чтобы во всем удостовериться.
Но в основном с обманом сталкиваются пожилые люди: в «Магистрали» сделали такой вывод, поскольку чаще всего звонки с жалобами поступают от них. В общении с пенсионерами мошенники применяют психологическое давление, подбивая их поменять отделку, убеждая, что стеклопакеты установлены неправильно, и скоро из окон начнет дуть.
Могут «напевать» вплоть до того, что необходимо окно переставлять.
- Есть случаи, когда приехали, смазали окно, и маленький флакончик со смазкой и салфеточкой пожилым людям за полторы тысячи продали, хотя в магазине это стоит 100 рублей. У некоторых доходит до истерики: звонят, рассказывают обо со слезами, мы приезжаем, смотрим окно, успокаиваем, - делится Светлана Петрова.
Директор «Фабрики пластиковых окон» Алексей Сурус поведал, что впервые столкнулся новой схемой оконного мошенничества приблизительно весной этого года:
- Мне звонят клиенты, спрашивают: зачем мы распространяем клиентскую базу. Женщина приходила: кто звонит от вашей фирмы? Я отвечаю: база никому не отдается. С сообщениями о подобных случаях нам за это время было три звонка, последний — от моего знакомого, где-то месяц назад. Так получилось, он работает в службе безопасности. И его теще предложили бесплатную диагностику окон. Он к этому отнесся с недоверием, и в итоге ему удалось выяснить, что это за контора, ее адрес, где они взяли базу, узнал даже ФИО директора. Название фирмы и юридический адрес зарегистрированы в Новосибирске. У них есть колл-центр, и если заказ проходит, то девушки из этого колл-центра получают вознаграждение. Через интернет они черпают информацию: взяли там телефонный справочник, где указаны имена и фамилии, и звонят всем подряд, поскольку понимают, что пластиковыми окнами обзавелись уже практически все. Представляются какой-то организацией. Одно время нашей, но потом перестали. Одно время «Паритетом», но они уже лет пять как закрылись — стало, наверное, подозрительно.
Алексей Алексеевич предлагает людям, столкнувшимся с подобными случаями, обращаться в полицию для выяснения: что это за люди, на каком основании они предлагают свои услуги. Но сложность заключается в том, что законом это делать не запрещено. Не исключено, что под предлогом бесплатного обслуживания действуют мошенники, и вы рискуете потерять крупную сумму.