Еще в детстве Клара полюбила Бердск, когда приезжала сюда на каникулы к родственникам. За природу неописуемой красоты, за огромные искрящиеся сугробы. Тогда она даже и предположить не могла, что наступит период в ее жизни, когда этот сибирский город станет ее второй родиной.
Родилась Клара Чеверда в Чимкенте. Здесь училась в школе. Мечтала стать юристом. И в старших классах целенаправленно шла к достижению цели. Она узнала: чтобы наверняка поступить на юридический факультет в институт Кемерова, нужно два года стажа. И школьница устроилась на работу. Разносила повестки.
Но когда Клара закончила школу, мама, преподаватель русского языка и литературы, не отпустила ее в Сибирь. Побоялась отправлять дочь так далеко от дома. К тому же, аргументировала: юрист - не женская профессия. Девушке выбирать нужно из двух профессий: учителя или врача, была настойчива мама.
Так по родительскому совету Клара поступила на факультет русского языка и литературы. После окончания пединститута, оказалось, что «литераторов» слишком много. На всех не хватает мест. И Клара стала учителем начальных классов.
Ей казалось, преподавать в начальной школе легко и просто. Нет никаких сложностей в том, чтобы научить первоклашек писать и читать, была уверена вчерашняя студентка.
Ее первым уроком в школе стал урок математики. Клара Алексеевна написала на доске две единички и поставила между ними знак плюс. Стала объяснять, что если сложить 1 и 1, то получится 2. Но только ни один из учеников этого понять не смог. Молодой педагог оказалась в затруднительном положении.
Помогла мудрая мама. Объяснила, что к первоклассникам нужен особый подход и своя методика обучения. И разложила все по полочкам.
Однажды на урок к Кларе Чеверде пришел инспектор из городского отдела образования.
- Я уже изучила методику преподавания в начальных классах. Но все равно побаивалась и терялась. За мной же наблюдал инспектор. У меня за первой партой мальчик сидел. Маленький такой. Смотрю, он залез под парту. Я на него не обращаю внимания. Он из-под парты кричит: «Клара Алексеевна, а меня нет». А я не знаю, как себя повести в подобной ситуации. Он опять: «Клара Алексеевна, найдите меня». С меня 100 потов тогда сошло, я так растерялась. Подошла и попросила его сесть за парту. После урока инспектор отметила, что я правильно поступила. И если бы не обращала на ученика внимания, он сорвал бы урок, вспоминает педагог.
Недавно исполнилось 23 года, как Клара Чеверда вместе с семьей перебралась в Бердск. Тогда было очень сложное время. Хорошо, что супруг успел купить здесь дом еще до их переезда из Казахстана. Так что с жильем проблем не было. Проблемы были только с длинной суровой зимой. Одно дело, когда ты в Бердске на каникулах, другое, когда ты здесь живешь, с улыбкой вспоминает учитель.
Первым местом работы в Бердске стала школа №5. Клара Алексеевна опять стала обучать грамоте первоклашек.
Потом педагога пригласили в школу №10 на место учителя русского языка и литературы. Как всегда, Клара Алексеевна попросила совета у мамы. Она ответила, что дочь сможет работать в старших классах, так как у нее есть опыт работы в начальной школе. И оказалась права. Найти общий язык и с пятиклассниками, и с десятиклассниками было несложно. Очень непросто было начинать с чистого листа. Со времени окончания института прошло 20 лет. Школьная программа претерпела изменения. Пять лет педагог досконально прописывала каждый урок, прежде чем преподать его детям.
У нее нет любимчиков, признается Клара Алексеевна, она любит всех своих учеников без исключения. Но особо ей интересны те, у кого есть свое мнение, кто может спорить с учителем, отстаивая его. Пусть даже и неправильное.
Педагога очень расстраивает, что теперешние девчонки и мальчишки совсем мало читают. В их возрасте она читала книги запоем. Через всю жизнь пронесла любовь к Джеку Лондону и Теодору Драйзеру. Они и теперь ее любимые авторы.