Ряд общественных активистов 18 марта обратился с открытым письмом к митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону с просьбой защитить город от действий радикальных лиц, называющих себя православными, которые связаны с Александро-Невским собором.
В письме излагают общедоступные факты и прилагают подтверждающие эти факты фотографии: публикуемые на сайте собора. По мнению авторов письма, делается это «с целью разжигания ненависти в православных прихожанах жуткими кощунственными кадрами, не имеющими отношения к Новосибирску». Православные радикалы распространяют пропагандистские ролики, оскорбляют деятелей искусства в грубой форме, угрожают в социальных сетях, запугивают и унижают зрителей оперного театра, пришедших смотреть оперу «Тангейзер».
Авторы письма задаются вопросом, знает ли митрополит о том, что «православные активисты» намеренно разжигают конфликт гораздо более глубокий, чем вопрос о свободе творчества и предлагают взглянуть на ситуацию с точки зрения светского городского сообщества, которое неожиданно столкнулось с угрозами и оскорблениями вплоть до обвинений в предательстве и телефонного терроризма.
Подчеркивается, что общественные активисты не считают радикальную Александро-Невскую группу способной представлять мнение всей православной общественности города.
Они обращаются с вопросом, одобряет ли митрополит такие действия и может ли он защитить город от радикально настроенных православных, пользующихся неэтичными методами.
Авторы письма полагают, что радикальные представители РПЦ разжигают социальный конфликт. Среди особо отличившихся называют Юрия Задою, члена молодежного совета Новосибирской епархии Анну Симанову, которая официально выступила заявителем митинга 1 марта и пикета 14 марта против постановки оперы «Тангейзер» в новосибирском оперном театре, и Алексей Лобов, организатор срывов концертов 2014 года. Активную поддержку им, как считают авторы письма, оказывают настоятель Александро-Невского собора Александр Новопашин и диакон Борис Левитан.
- Информационными ресурсами этого сообщества являются две страницы в социальных сетях: vk.com/protiv_tangeyzera, через которую шел набор участников митинга и пикета в марте 2015, и vk.com/public88890256 («Тангейзер: против Бога и людей»), а также, очевидно, сайт Александро-Невского собора ansobor.ru. Все три ресурса содержат одни и те же материалы, ссылаются друг на друга; первые два ресурса распространяют заявления Алексея Лобова и Анны Симановой мгновенно после публикации. По нашему субъективному мнению, сайт собора Александра Невского размещает материалы, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, а также материалы, явно недопустимые для публикации на православном сайте и политические требования сторонних радикальных националистических группировок(НОД – национально-освободительное движение, последователи Дугина, которые на части православных сайтов названы сектой), - утверждают авторы письма и приводят примеры.
По их мнению, «активисты» заставляют заведомо православных смотреть кощунственные с точки зрения веры сюжеты в Великий пост, «чтобы жаждать сильнее наказать кощунников».
Пикета 14 марта, в день показа «Тангейзера» им было мало. Они оскорбляли зрителей, сообщили о заложенной в театре бомбе, чтобы сорвать спектакль. Возможно, звонивший не имеет отношения к Задое, Симановой и Лобову, но в глазах общественного мнения православные потенциально готовы стать террористами, считают авторы письма митрополиту.
Координатор общественного движения «Искалеченный Новосибирск» Олеся Вальгер, подписавшая это письмо, видит два варианта развития событий. Если митрополит Новосибирский и Бердский Тихон не в курсе происходящего, если все делается без его ведома, то реакция, вероятно, будет жесткой, но не слишком публичной.
- Но на сайте собора Александра Невского порядок должен быть наведен, - прокомментировала Олеся «Курьер. Среда. Бердск». - А если все происходит с его (митрополита) ведома, то, скорее всего, он никак не отреагирует, отмолчится.
Православные несколько иначе воспринимают мир. Если для светского общества государство является значимым институтом, то для верующих — это временное явление. Поэтому и приемлемость их методов предугадать сложно. Они не восприняли решение суда, оправдавшего режиссера скандальной оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Раз не в их пользу - значит, суд не прав.
По мнению Олеси Вальгер, не факт, что «православные активисты» дойдут до терроризма, но светское общество должно объединяться и, по меньшей мере, указывать правоохранительным органам на разного рода сомнительные, а то и противозаконные действия. Ведь предпосылка к террору, считает она, назрела.
- Террористические движения всегда начинаются одинаково. Есть круг людей с хорошим образованием и чувством обиженности на то, что они не занимают то место в обществе, которого, по их мнению, достойны. Появляется харизматичный религиозный лидер, который вдохновляет и направляет (такой у нас имеется). И это накладывается на неблагоприятную экономическую ситуацию, когда государству приходится заигрывать с разными радикальными силами, чтобы не раскачивать лодку, - рассуждает координатор «Искалеченного Новосибирска».
Вместе с тем, Олеся возлагает надежду на «адекватную часть православных» и объединение сил светского общества, для которых радикализм не приемлем. Ведь за соглашательством последуют другие требования, все больше ущемляющие права и свободы людей. Во-первых, считает Олеся, люди должны ходить на концерты и спектакли, заранее покупая билеты, чтобы не сорвать представления. Во-вторых, светское общество должно публично показывать свое отношение к радикалам от РПЦ в том числе пикетами, митингами, открытыми письмами.
Второй способ приемлем как реакция на определенные шаги власти. Повод дал министр культуры РФ Владимир Мединский. Как сообщило вчера, 18 марта, «Эхо Москвы», он призвал постановщиков оперы «Тангейзер» извиниться перед верующими. И сообщил, что Минкульт проверит финансирование постановки, гонорары режиссера и актеров, а заодно и в целом деятельность Большого театра Сибири.
Может быть, финансовая проверка и оправдана (главк проверяет свою вотчину). Но извинения на фоне оправдательного вердикта суда, основанного на культурологической экспертизе, это уже слишком. Идя на поводу у «православных активистов», Мединскому следует предать анафеме Александра Сергеевича Пушкина, который посмел карикатурно изобразить священнослужителя в «Сказке о попе и работнике его Балде».
Минкультуры считает правильным внести в спектакль «Тангейзер» «необходимые изменения»
Москва, 19 марта 2015 г.
Министерство культуры России прояснило свою позицию относительно спектакля Т.Кулябина «Тангейзер». Соответствующий документ опубликован на сайте ведомства:
Позиция Минкультуры по итогам общественных слушаний по поводу конфликта вокруг оперы «Тангейзер»
13 марта 2015 года в Министерстве культуры РФ прошли общественные слушания по поводу конфликта, возникшего в связи с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В обсуждении приняли участие представители Русской православной церкви, двух рабочих групп Общественного совета при Минкультуры России (по вопросам театрального искусства и по вопросам государственной политики в сфере культуры), эксперты и руководители учреждений культуры.
Как известно, отдельные элементы постановки оперы «Тангейзер» возмутили православную общественность, которая сочла их оскорбительными. Это спровоцировало социальное напряжение, выразившееся в ряде протестных выступлений.
Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М.Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением.
Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе.
К сожалению, руководством театра были проигнорированы первые протесты общественности. Это привело к эскалации конфликта, его переходу из публичного пространства в формат судебных разбирательств, что также представляется нам излишним и неконструктивным.
Минкультуры считает правильным внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки.
В связи с большим количеством запросов о суммах финансирования постановки оперы «Тангейзер», гонорарах режиссера и актеров, Минкультуры России организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
По конституции да, по факту нет, государство в открытую плюёт на многие её пункты и статья № 14 ещё не самая важная в этом списке.
А вабще, это прекрасно
Люди говорящие, что "в конституции РФ православие выделено как основное*", не смогут пойти на контакт.
*тут употреблено было слово иное, которое щас забыто мной, но смысл тот же.
Что из выдержек, там приведенных, для вас "традиционные ценности и святыни"?
Надо заставить руководство РПЦ оправдываться перед своими прихожанами и остальными гражданами, а не наоборот.
И никаких искажений: дословно, правдиво, сохраняя протоколы в неизменнном виде.
Необходима экспертиза ФАС с проверкой статей Конституции на монополизм отдельных религий.
1. есть официальные гос.гранты на поддержку духовного воспитания, получателем которых выступает РПЦ;
2. содействие в земельных участках, безвозмездные передачи государственного и муниципального имущества;
3. (кто сталкивался знает) чиновники при решении вопросов дают домашнее задание по благотворительной помощи конкретным приходам;
4. официально установленные льготы при потреблении церковью энергореурсов (приравненные к населению), а бесплатным ничего не бывает, за эту льготу платят промышленные, торговые и иные потребители, включающие в цену товаров и услуг указанное удорожание. Да, в явном виде скалькулировать объём всех этих средств могут только эксперты, отдельной строкой "на церковь" нигде в счетах, конечно, не выделяется.
5. освобождение от налогов, взносов с доходов религиозных учреждений.
Так что верите вы во что-то или нет, но платите за содержание людей, создавших как максимум хороший бизнес, а как минимум себе рабочие места (т.к. больше ни на что не способны. Увы знаю многих "отцов" лично и прекрасно помню - ни на что не годные люди).
Печально.
Толпа клеймит богохульного режиссёра (режиссёр это персонаж оперы) // Режиссёр Кулябин (уже в реале) заклеймён (в более грубой форме, правда) некими активистами, в т.ч. из запрещённых радикальных сект (e.g. "Новое поколение").
Тут всё по схеме "роман-в-романе", точнее как из выдуманный сюжет сходит со сцены и почти со стопроцентной точность повторяется в реальном мире. Это точно войдёт в учебники по драматургии и социологии. Новосибирск, действительно, город авангарда. Был, и слава богу, остаётся.
PS: а опера великолепна. Очень живая и исполнена на высочайшем уровне как местными артистами, так и "легионером" из Норвегии, кажется, который считается лучшим исполнителем партии Тангейзера во всём мире. Посетят ли город (страну) такие мировые величины после всего этого? - большой вопрос.