В декабре 2014 года состоялось заседание коллегии Генпрокуратуры РФ по вопросу состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Как сообщила пресс-служба прокуратуры Новосибирской области 16 января, на заседании выступал прокурор региона Евгений Овчинников
В систему здравоохранения Новосибирской области входят 124 областных государственных лечебных учреждения, в том числе 66 больниц, 25 поликлиник, 8 диспансеров и 25 медучреждений иной специализации. В эту сеть входит и горбольница Бердска, имеющая областное подчинение.
Население получает медпомощь в 10 филиалах федеральных учреждений здравоохранения и в 1073 частных медицинских организациях. Розничная продажа лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется в 1287 аптеках, собственниками которых являются 3 муниципальных унитарных предприятия, 369 частных организаций и 36 индивидуальных предпринимателей.
Право на льготное лекарственное обеспечение имеют более 430 000 человек, или каждый шестой житель области. Органы прокуратуры Новосибирской области систематически проводят проверки соблюдения законов при организации лекарственного обеспечения населения и выделения на эти цели бюджетных средств.
По предложению облпрокуратуры региональное правительство подготовило проект изменений в территориальную программу госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, предусматривающий увеличение общего объема финансирования программы на 680 млн рублей. В результате этого в Новосибирской области норматив затрат на лечение одного пациента в день в стационаре составит 671,3 рубля, что на 111 рублей больше, чем федеральный.
- Практика прокурорского надзора свидетельствует о распространенности нарушений при планировании и расходовании бюджетных средств на закупку лекарств, - прокомментировала в пресс-службе облпрокуратуры. - При проверке выполнения ведомственной целевой программы обеспечения льготников лекарствами установлено, что объем бюджетных средств на закупку льготных препаратов региональный минздрав определял без учета фактической потребности населения. В результате этого необходимое финансирование из областного бюджета на эти цели ежегодно занижалось примерно на 100 млн рублей.
По представлению прокурора объем финансирования программы был пересчитан на основании реальной потребности населения в обеспечении льготными лекарствами и подготовлено обоснование дополнительного выделения из областного бюджета на эту программу около 100 млн рублей ежегодно.
Проверка соблюдения в компании «Новосибоблфарм» законности закупок лекарств установила, что минздрав не контролировал эту деятельность, из-за чего граждане не получили своевременно лекарства более чем по 1000 рецептам и вынуждены были повторно обращаться к врачам за их выпиской. Напряженная ситуация с выдачей лекарств льготникам, напомним, была в конце 2014 года и в Бердске.
Бердчане, несколько месяцев не получавшие лекарства, пришли одновременно в льготную аптеку, где произошла давка. Люди чуть не сломали витрины больничной аптеки. Медработникам пришлось вызывать полицию для наведения порядка. Тогда дефицит льготных медикаментов в Бердске стал предметом разбирательства на уровне областного министерства здравоохранения. А главврач бердского ЦГБ Юрий Краморов получил взыскание. И не он один.
После мер прокурорского реагирования организация закупок улучшена: сейчас «Новосибоблфарм» закупает лекарственные средства уже на 9 месяцев 2015 года. В прошлом году при проверках достаточности и обоснованности расходования учреждениями на эти цели средств обязательного медицинского страхования прокуроры выявили и пресекли 84 нарушения закона о закупках.
В списке нарушений несоблюдение порядка и сроков информационного обеспечения закупок, включение незаконных условий в документацию о закупке, осуществление закупок без проведения конкурсов, размещение аукционной документации без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и другие. В связи с этим внесено 28 представлений об устранении нарушений закона. В результате принятых мер 10 главных врачей и иных должностных лиц медучреждений привлечены к административным штрафам на общую сумму 140 000 рублей.
Вопрос ценообразования при реализации медикаментов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, также являлся предметом прокурорских проверок. После представления прокурора в департамент по тарифам области внесены изменения в размещенный на сайте план ежегодных проверок законности применения цен хозяйствующими субъектами.
Мерами прокурорского реагирования защищали и права граждан, обратившихся в прокуратуру в связи с неполучением лекарств и средств медицинского назначения, выписанных им лечащими врачами. Так, по иску прокурора суд обязал медицинское учреждение и минздрав области обеспечить пациента дорогостоящим препаратом «Гидреа» производства Италии вместо аналогичного, но малоэффективного препарата германского производства. С иском в суд по поводу невыдачи лекарств льготникам обращалась и прокуратура Бердска.
Почти полгода минздрав области не исполнял решение суда от 30 октября 2013 года о пожизненном обеспечении двух больных дорогостоящими лекарствами, в связи с чем один из них обратился в прокуратуру. Уже в ходе прокурорской проверки министерство здравоохранения выделило 50 млн рублей, необходимое лекарство приобрели, дальнейшее исполнение решения суда взято прокуратурой на контроль. Работа органов прокуратуры Новосибирской области по надзору за законностью в сфере лекарственного обеспечения населения продолжается и в 2015 году.